Оценить работу бесплатно

т. 8 (495) 235-30-35 м/б. 8 (926) 97-29-777 mail: admin@diplombest.ru

Меню Учебные работы

Возникновения страхов дошкольников

Срочная помощь студентам в написании работ, которую точно примут!

Бесплатные корректировки. Антиплагиат до 95%. Оплата по факту.

Жми сюда!

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос возникновения страхов дошкольников особенно актуален как B науке, так и с точки зрения практики и предполагает срочные пути разрешения этой непростой ситуации. В настоящее время обнаруживается склонность K возрастанию Детей, обладающих множеством страхов. Причина тому не только личностная специфика каждого ребенка, но и присутствие собственной туманности и волнения существенной части людей, множество стрессовых ситуаций и обстановок, очевидное психическое волнение социума, в чувстве незащищенности.

Дошкольный возраст характерен мощной привязанностью к старшим, и в связи с этим формирование личности и психики ребенка зависит напрямую от его отношений со старшими людьми. Отсюда следует, что формирование личности и психики ребенка зависит напрямую от его отношений со старшими людьми.

Нестабильность психологического состояния родителей оказывает непосредственное влияние на возникновение множества страхов у детей, что создает своего рода необратимый процесс, прервать который можно лишь совместным воздействием взрослых. Страх, равно как и прочие негативные эмоции не могут быть оценены лишь с негативной стороны. Все эмоции в равной степени важны для ребенка и позволяют ему лучше и быстрее адаптироваться к окружающему миру.

Например, страх не позволяет человеку излишне рисковать, выступает регулятором его поступков, поведение, уберегает от опасной обстановки, вероятности травмирования. Таким образом описывается охранительное значение страха.

Детские страхи

Детские страхи — это вполне заурядное явление в жизни каждого ребенка. Он, как любое проявление эмоций является весьма значимым и необходимым, когда осуществляет свое прямое назначение, а после пропадает, но когда чувство страха не дает покоя продолжительный период времени, или у ребенка накопилось множество страхов, то это дает возможность предположить о предневротическом состоянии, что впоследствии способно перерасти B невроз страха, что само по себе уже патология, при этом у ребёнка появляется устойчивая психическая напряженность, зажатость, он ведет себя менее активно, на смену свободолюбию и искренности приходит желание отгородиться ото всего мира, нелюдимость.

Старшие дошкольники начинают осознание всей сути окружающей обстановки и ограничения собственной свободы. Посредством эмоционального выражения они стремятся рассказать старшим о том, что творится у них внутри. Известен факт, что эмоции — это выражение собственного индивидуального отношения к реальности, а кроме того, переживания состояния, которое появляется в ходе контактирования с внешним миром.

Российская и иностранная психологическая наука давно накапливает большую опытную базу использования разнообразных типов терапевтических мер при детских заболеваниях, связанных с психикой, психосоматикой и прочими подобными явлениями (В.Акслайн, В.В. Ветрова, В.И. Гарбузов, А.И.Захаров, М. Клейн, Д. Леви, В.С.Мухина, А.С. Спиваковская, А. Фрейд, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и другие). Собранный десятилетиями богатый опыт уже в настоящее время дает возможность во множестве ситуаций довольно действенно определять и производить коррецию страхи у детей дошкольного возраста. Одновременно с этим, неполная разработанность И применений теоретических навыков по психологической поправке страхов y детей очень часто приводит вызывает отрицательный эффект. Именно по этой причине данная работа не теряет актуальность B настоящее время и требует последующего рассмотрения.

Теоретические аспекты психолога-педагогической коррекции страхов у старших дошкольников

Феномен страха в детской психологии

Волнение, тревожность, страхи — такие же неотделимые эмоциональные выражения психической деятельности людей, как и веселье, восторг, ярость, изумление, грусть. Но при излишнем влиянии страхов, может изменяться психический фон людей, иногда доходя «эмоционального паралича».

Если говорить обобщенно, то страх появляется тогда, когда существует что-то что может угрожать человеку. Есть два глобальных страха, имеющих всеобщую и вместе с тем фатальную B своем итоге сущность. Это страх смерти и утери жизненных приоритетов, которые противостоят таким определениям, как жизнь, здоровье, самореализация, личностное и общественное благополучие. Но и кроме крайних проявлений страх всегда предполагает переживание какой-нибудь настоящей либо мнимой угрозы.

Осознание опасности, ее понимание создается B ходе жизненных событий и отношений людей между друг другом, когда некоторые нейтральные для детей раздражающие факторы со временем становятся потенциально опасными влияниями. Как правило, B подобных ситуациях можно говорить о возникновении стрессовых ситуаций (страхе, болезненности, заболеваниях, спорах, поражениях, лжи и т.п.)

Возбудителями страха могут стать обстановки, условия либо ситуации, которые сигнализируют о возникновении опасности. Основанием страха может являться отсутствие чего-либо из того, что может обеспечить безопасное существование. Возникновение страха может быть обусловлено каким-то конкретным человеком или обстановкой. А временами страх не имеют связи с чем-то определенным, такие страхи проходят, как беспредметные. Страх может быть вызван душевными муками, это обусловлено тем, что B детские годы были сформированы взаимосвязи между этими ощущениями.

Страх — внутриличностное состояние, которое вызвано угрожающим действительной или мнимой бедой [1]. С точки зрения психологической науки определяется как негативно окрашенным внутренним состоянием.

Определение страха вырабатывалось множеством ученых и подразумевает множество объяснений. В обновленном психологическом словаре под редакцией В.В.Юрчук [Юрчук В.В. — 314 с.] мы можем прочесть, что «страх – аффективно чувствуемая эмоция, появляющаяся B опасной ситуации».

Артур Ребер описывает страх как «психоэмоциональное состояние, которое появляется B присутствии или ожидании опасного или вредоносного фактора, как правило, описывается внутренним, субъективным волнением, крайней возбужденности, потребности убегать или совершать нападения и поддаваться симпатическим реакциям».

В.Даль определяет страх как влечение, ужас, стеснительность, серьезная опасность, беспокойное состояние души от испуга от угрожающего или мнимого бедствия.

Р.В.Овчарова [Овчарова] определяет страх, как аффективное (чувственно обостренное) отражение в разуме человека конкретных несущих угрозу критериев для его жизни и здоровья.

Знаменитый ученый-физиолог И. П. Павлов [Крутецкий] полагал, что страх — это отражение природных инстинктов, пассивно-оборонных рефлексов с легким торможением полушарной коры. Страх базируется на инстинкте самосохранения, имеет защитную сущность и с ним сопутствуют конкретные физические трансформации высшего нервного функционирования, что находит отражение на частоте пульсаций и дыхания, значении артериального давления, выделении желудочного сока.

Страх относится к числу основных эмоциональных состояний людей. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского [петровский, психолексикон] так описывается понятие страха: «Страх — чувство, которое появляется в ситуации, грозящей естественному либо общественному существованию лица и нацеленная на исток правдивой или мнимой угрозы».

В современном энциклопедическом словаре под редакцией В.П.Зинченко [Зинченко] можно увидеть такое определение: «Страх в психологии — отрицательное психическое положение, которое возникает из-за реальной или воображаемой опасности, которая грозит жизни души, человека, защищаемым его ценностным ориентирам (идеалам, нормам, убеждениям и т.п.)»

Весьма любопытно определение, которое дает страхам Г.Г. Шанько «Страхи — разновидность отрицательных самых низких эмоций защитно-приспособительного свойства, чаще имеющих место у детей» [ 46].

Представляет интерес понятие ученого А.И.Захарова [Захаров Как помочь], в котором он подмечает смысл страха: «Страх — это определенный инструмент

осознания окружающей действительности, приводящий к более категоричному и

щепетильному отношению к ней. Страх, в таком случае может осуществлять

конкретную адаптирующеее к обществу или развивающее значение в процессе

развития личности».

Одно из главных определений экзистенционализма было озвучено С. Кьеркегором [зах днев с. 17], который разграничивал обыкновенный «эмпирический» страх — фобия, которая рождена определенным предметом или обстановкой, и абстрактный, неконтролируемый страх, апатию, метафизический страх, незнакомым зверем, который по факту оказывается ничем, и который объясняется тем, что все люди умеирают, и ему это известно. У Хайдигера страх раскрывает перед «экзистенцией» ее конечную возможность — смерть.

Понятие страха

Страх появляется у человека как у существа изначально обладающего свободой, но который отмечен первородным грехом, а по этой причине смертного. Он появляется из понимания неосуществимости одоления своей смерти и риска неверного распоряжения собственными возможностями, таким образом, является обстановкой, в которой выражается людская свобода[16].

Дипломная работа страх дошкольников

В теории дифференциальных эмоций страх причислен к основным эмоциям, то

есть он считается врождённым эмоциональным процессом, с запрограммированным

на генетическом уровне элементом физиологии, строго сформулирован

мимическими проявлениями и определенным объективным волнением. Причинами

страха считают реальную или воображаемую угрозу. Страх активизирует организм

для осуществления ограниченного поведения, сбегания от него[15].

Наука ранних времен, также выделяя разумный страх перед реальной угрозой

и глубокий, безрассудный страх, объясняла второй как следствие неосуществленных

жизненных целей, укрощения нереализованных амбиций.

В нынешнем неофрейдизме, главным образом, B трудах Г.С. Салливана, К.

Хорни и Э. Фромма страх делается будто общим иррациональным чувством, которое

связано с безрассудным нравом нынешней буржуазии, и основным признаком

невротических явлений.

Множество теорий возникновения религиозных течений, начинающихся с

античных времен (Демокрит, Лукреций, в современности — Юм, Гольбах, Фейербах и

др.), обьясняют ощущение страха как повод для появления религиозных течений и

веры [флэйс с. 76].

Дипломная работа страх дошкольников

Таким образом, в данной работе мы будем основываться на понятии ученого

А.И.Захарова, в котором он сформулировал понятие страха [захаров, как]: Страх —

это самобытный инструмент осознания реальности всего, что происходит, ведущее к

более категоричному и щепетильному взгляду на нее. Отсюда следует, что страх,

может осуществлять конкретную адаптирующую к обществу или развивающую роль

в ходе развития внутреннего мира.

Понятие страха было изучено со взглядов экзистенционализма, раннего

психологизма, современного неофрейдизма.

Страх как одна из основных человеческих эмоций, говоря о возможной угрозе,

находится в зависимости от множества внешних и внутренних, природных или

приобретенных причин. Когнитивно созданные причины появления страха:

ощущение покинутости, отторженности, удрученности, угрожающего

самоуважению состояния, чувство неизбежного фиаско, чувство своего

неадекватного состояния[4]. Итоги страха: психическое ощущение

нерешительности, крепкое нервозное напряжение, которые заставляют человека

бежать, искать защиту, помощь. Главные значения страха и сопровождающих его

эмоций: сигнализирующая, оборонительная, адаптационная, поисковая.

В самом полном виде страх появляется вследствие влияния опасного фактора.

Имеют место два критерия, которые имеют всеобщий и вместе с тем краховый в

своем исходе характер. Это гибель и крушение моральных устоев, которые

противостоят таким определениям, как жизнь, здоровье, самореализация,

персональное и общественное благосостояние. Но и кроме крайних отражений страх

все время предполагает осознание какой-либо реальной или мнимой угрозы[1].

Осознание опасности, ее понимание происходит в ходе накопления

жизненного опыта и всечеловеческих отношений, когда некие нейтральные для

ребенка вещи со временем начинают представлять угрозу. Как правило, в подобных

ситуациях рассуждают о возникновении негативного явления (страх, заболевания,

болевые ощущения, ссоры, беды, поражения и т.п.)

Течение эмоции страха в различной обстановке у всех людей может

значительно разниться, как по интенсивности, так и по воздействию на поступки.

Страх может находить выражение B виде взбудораженного либо потерянного

внутреннего состояния. Безумный страх (к примеру, ужас) зачастую сопутствует

непосредственно самому потерянному состоянию[27]. Кроме обобщенного понятия

«страх», для самых разных сродни по природе отрицательных внутренних состояний

применяются понятия «тревожность», «страх», «смятение», «стрессы» и т.д. В

частности, непродолжительный и мощный страх, который вызван неожиданным,

мощным раздражителем, принято называть «испугом», а продолжительный, слабо

проявленный, диффузный страх — «тревогой»[4]. Такие нарушения психики, как

фобии, могут способствовать периодическому и мощному переживанию страха

людьми.

По сравнению с фобией, страх не осуществляет никакой положительной

защитной либо предупредительной функции. Если фобия служит напоминанием об

объекте угрозы, от которого необходимо или обороняться или же атаковать его, либо

бежать, т.е. включает наши возможности и побуждает принимать верное решение, то

страх, наоборот, обнаруживает полнейшие оцепенение, «беззащитность перед лицом

угрозы». Он атрофирует человеческую волю, вводит B ступор тело, и не дает

возможности безошибочно проанализировать обстановку и принять правильное

решение, а B других ситуациях подставляет под угрозу и само существование[36].

И все же, фобии это — иррациональный безотчетный страх либо стабильные

отражения различных страхов. В психиатрии фобией обычно называют

патологически увеличенное выражение реакции страха на какой-либо

раздражительный фактор. Фобия — это усиленный навязчивый страх, постоянно

побудивший обострения B конкретной обстановке и не поддающийся полному

логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и,

как следствие, избегать некоторых объектов, видов деятельности или обстановок[28].

Ученый Ю.В.Щербатых ввел свою систематизацию страхов. Он подразделяет

все страхи на три разновидности[43]:

. биологические,

. общественные,

Биологические страхи вызваны прямым или мнимым ощущением угрозы

жизни и здоровью, иные обнаруживает боязни и страхи за ухудшение собственного

положения B обществе, третья разновидность страхов обединяется с самой сутью

человека, она свойственна для большинства людей. Общественные опасения

порождены ситуациями, которые могут причинить опасноть не жизни или здоровью

человека, а его общественному положению или собственной оценке индивида

(боязнь выступлений перед публикой, контактов с другими людьми, ответственности

и т.д.). Экзистенциальные страхи объединены с умственным развитием и

побуждаются рассуждениями над задачами, которые затрагивают проблемы жизни,

смерти и непосредственного существования людей. Это страх перед смертью, перед

временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.п.

Систематизация страхов по 3. Фрейду легко воспринимается, она подразделяет

страхи только на два вида: настоящие страхи и вызванные неврозами. Настоящий

страх — это совершенно естественное явление человеческой психики [38]. Он

возникает B опасных ситуациях, когда организм всеми силами им сопротивляется.

Невротический страх чаще всего называют фобиями. Он появляется при явлениях,

которые не представляют опасности, но почему-то считаются таковыми.

После З. Фрейда И прочие профессора начали разделять страхи на две

категории. Известно подразделение страхов на доказанные и безосновательные

(патологические). Можно сделать вывод о том, что52 не все страхи могут быть

фобиями, как люди привыкли думать. В угрожающих обстоятельствах страх — это

нормально и даже потребно, по той причине, что он устремлен К обеспечению

самосохранения.

Б. Д. Карвасарскй выработал распределение страхов по «фактическому

основанию». Он подразделял страхи на несколько типов. Первый — это

экзистенциальный протест против пространства

(клаустрофобия,агорафобия,акрофобия). Второй тип — социофобии (боязнь

общества). Третий тип — страхи заболеть .Четвертый — страх ухода из жизни. В пятой

заключены боязни, которые объединены с сексуальной деятельностью. В шестую —

страх навредить себе или кому-то. Седьмая — «контрастные» страхи (к примеру,

опозориться перед окружающими). Восьмая разновидность — боязнь бояться.

Известна так же паранойя — это психическая проблема; на сей день

множеством российских психиатрических учений изучается в под видом синдрома

подобно паранойе в виде появления скооперированного беспокойной бессмыслицы в

ходе различных психических отклонений. Первый раз о паранойе заявио K. Л.

Кальбаум в виде отдельного расстройства психики с преобладающими проблемами

разумной деятельности[ 1 7].

В этой части исследования нами были изучены такие определения как: страх,

фобия, тревоги, паранойя, была рассмотрена систематизация страхов. Страх —

внутреннее состояние, которое обусловлено угрожающей действительной или

мнимой бедой. Применяется несколько вариантов систематизации разновидностей

страха, подразделение на два типа: естественные и невротические. Разделение на

пять разновидностей: свободный страх, имеющий непосредственную связь с

объектом или обстановкой, боязнь пространств, боязнь живых существ,

общественные страхи. Подразделение на три разновидности: естественные,

общественные и внутренние (экзистенциональные), систематизация по содержанию

страха. Подразделение по возрасту: детские и взрослые, временами заключают в

систематизацию по отдельности страхи пожилых людей.

Страх возможно изучать как проявление тревожности в определенном,

конкретизированном виде, если предчувствия диспропорциональны опасности, и

тревога принимает затяжное течение. Объединяющим истоком страха и тревоги

является чувство беспокойства.

В следующем пункте данной главы будет рассматриваться специфика страхов

у детей-дошкольников.

1.2. Особенности страхов в старшем дошкольном возрасте

Вопрос страхов детей-дошкольников старшего возраста изучалась довольно

обширно как в отечественной психологической науке: Л.И. Божович, Л.С.

Выготский, А.И. Захаров, А.И. Леонтьев, А.Т. Лидерс, Т.М. Мишина, Л.А.

Петровская, А.С. Спиваковская, К.Д. Ушинский — изучали феномен страха и его

проявления. За границей известными считаются труды таких ученых как:А.Адлер,

В.Э. Гебзаттель, К.Изард, Ф.Перлз, Ч.Спилбергер, Г.С. Салливан, Дж.Уотсон,

З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, И многие Другие

А.И. Захаров первым в российской и международной практике изучил

основания появления и формирования дневных и ночных страхов. Обозначил

данные статистики, которые обозначили воздействие разнообразных критериев.

Множество работ были посвящены проблематике детских страхов.

У детей 6-летнего возраста уже сформировано осознание того, что помимо

положительных, добродушных и участливых родителей существуют и плохие.

Плохие — это не только неправильно воспитывающие собственных детей, но и те, что

постоянно бранятся и не стараются наладить отношения друг с другом. Выражение

мы можем найти в обыкновенной для определенного возраста боязни разных

сказочных персонажей как поборников нарушений, пренебрегающих моралью, равно

как и персонажей мистического мира [захаров дневн и ноч].

Чаще всего боятся этого покорные дети, которые испытали свойственное для

возраста чувство виновности при пренебрежении определенными нормами

поведения, по отношению к имеющим значимость для ребенка людям.

В 6-летнем возрасте свойственны временные назойливые повторы

«некультурной» лексики, в 7-летнем — детей настигает тревожность и колебания

относительно собственной будущей жизни [зах как помочь]. Возрастные отражения

настырности, взволнованности и щепетильности исчезают потом самостоятельно,

если папа и мама бодры, мудры, терпеливы, а кроме того, если они берут в расчет

лиичностные и биолого-психические характеристики своих сына или дочки.

Не нужно подвергать наказанию ребенка за нехорошие выражения, лучше без

нервов обосновать их непозволительность и одновременно с этим продвигая новые

способности для удаления нервного стресса в игровой деятельности. Может

посодействовать этому и установление приятельского контакта с детьми другого

пола, и в данной ситуации необходима поддержка старших.

У психически уравновешенных детей присутствуют два главных вида страхов.

Назойливый страх, возникший в ходе определенной обстановки, в которую

погружен ребенок, а после уже все время вызывался при появлении таких же

ситуаций. Мнимый страх (кстати, самый распространенный) — тот, который не

привязан ни с какой определенной обстановке в жизни ребенка, а побуждается

какой-либо «навязчивой идеей»: он что-то где-то слышал, накрутил себе, насочинял

[44].

Стандартный мнимый страх — страх темноты. И возникает он, по

обыкновению, богатой детской фантазией, которая может наполнить темноту

устрашающими и жуткими вещами. А вот, к примеру, страх воды может быть как

настойчивым страхом, если ребенок когда-то шел ко дну, так и мнимой боязнью,

если он никогда не тонул.

Тревоги и волнения детей развеиваются чуткостью, веской аргументацией и

желанием привить какие-либо убеждения. Если говорить о подозрительности, то

верным решением будет не подтверждать ее, отвлекать детей, организовать

совместный досуг, попрыгать, умотать физически и постоянно уверять его в том, что

страхи безосновательны.

Как уже было высказано, однозначной весомостью у детей старшего52

дошкольного возраста52 обладает мнение однополого с ним родителя. Ему стремятся

подражать, даже манеры, поведенческие стандарты И взаимоотношения со вторым

родителем, которого одинаково любят. Подобным способом составляется тип

отношений в семье [Дуброва].

Дипломная работа страх дошкольников

Душевно близкие отношения и с мамой, и с папой достигаются лишь без

конфликтов между старшими, поскольку в этой возрастной категории дошколята,

главным образом, девочки, крайне чувствительны к отношениям в семье (как, и к

отношениям прочих имеющих значение для них людей).

Роль мнения однополого с ребенком родителя падает вследствие эмоционально

непозволительного для детей умения себя вести и невозможности сделать лучше

семейные отношения. В ролевой игре «семья» дети почти никогда не становятся

родителями, которые одного пола с ними. Они желают оставаться только собой или

быть родителем другого пола, что вообще нетипично для детей более старшего

возраста [Божович].

Если по различным условиям у малышей возникают моральные проблемы,

отличия мнений, конфликты с папой или мамой, то из-за этого появляются

сложности, несовместимость мнений, отличия материнского и отцовского

воспитания. Например, если находилась под материнским вниманием в детские

годы, то, когда она сама родит детей, будет в каких-то вопросах тверда и

принципиальна со своими детьми, что будет побуждать у него реакцию бунтарства

или всевозможные нервные проблемы [крутецкий].

Кроме того расставание родителей у старших дошкольников в большей

степени негативно воздействует на мальчиков, чем на девочек [рубиншт]. Нехватку

мужского влияния в семействе либо его отсутствие могут значительно застопорить

коммуникативные навыки у мальчиков, возбудить трусость, ощущение

несамостоятельности и обреченности перед мнимой, но заполоняющей разум

угрозы.

Невозможность распознавания скованного в семье с безавторитетным отцом

при слишком активной и опекающей маме — это та ситуация в семье, при которой у

мальчиков пропадают мужские стержни, они становятся мягкими и

нерешительными.

Страхи провоцирует и неоправданная требовательность, жесткость отца во

взаимоотношениях с детьми, телесные наказания, пренебрежение душевными

ценностями и собственной ценностью.

Когда мужчину в семье заменяют сильной и властолюбивой женщиной, это не

только подавляет у мальчиков мужское начало, но и не дает зародиться

самостоятельности, ответственности, твердости.

При отсутствии отождествления с мамой и у девочек может пропадать чувство

уверенности. Но по сравнению с мальчиками они обретают скорее чувство тревоги,

чем страха. Если вдобавок ко всему девочка не умеет выражать то, что она чувствует

к папе, то она может ощущать нежелание жить, а к тревогам добавляется

подозрительность, что во взрослой жизни провоцирует тоскливое настроение и

частые депрессии.

В шесть-семь лет дети зачастую испытывают страх перед страшными снами и

смерти во сне. Очень часто во сне детям этой возрастной категории может

причудиться расставание с отцом И матерю, которое объясняется боязнью их

пропадания И утраты. Такое сновидение даже превосходит боязнь смерти родителей

y младших школьников.

Итак, в 6-7-летнем возрасте сны отображают настоящие, предшествующие и

будущие страхи. Отчасти это говорит о максимальном количестве у старших

дошкольников страхов.

Страхи могут быть связанными с возрастом и невротические. Страхи,

связанные с возрастом, возникают у эмоционально впечатлительных детей как

отражение специфики их психологического и личностного формирования.

Появляются они, как следствие, под влиянием таких критериев: присутствие

опасений у родителей; беспокойство во взаимоотношениях с детьми; чрезмерное

ограждение его от угроз и изолированность от контактов с ровесниками, множество

табу от родителя одного с ребенком пола либо полнейшая свобода, предоставленная

ребёнку родителем другого пола, а помимо прочего множество не воплощенных в

жизнь угроз всех старших членов семьи; отсутствие потенциала для ролевого

отождествления с однополым родителем, главным образом, у мальчиков;

психологические травмы вроде боязни; стабильно переживаемые матерью нервно-

психические перенапряжения из-за выуженной или сознательной смены семейных

позиций.

Невротические страхи описывается значительной внутренней напряженностью

и насыщенностью; продолжительным характером или неизменностью; негативным

воздействием на вырабатывание характера и личностных качеств; игнорированием

объекта, вызывающего страхи, а кроме того всего нового и неизвестного;

сравнительной сложностью ликвидации страхов. Невротические страхи могут быть

следствием продолжительных и нерешенных проблем. Чаще всего подвергнуты

таким страхам восприимчивые, испытывающие эмоциональные трудности во

взаимоотношениях с родителями дети, чьё представление о себе исковеркано

нервными перегрузками в семье либо конфликтными ситуациями. Подобные дети не

могут считать родителей авторитетными и любящими[1].

Захаров А.И. заметил, что страхи, носящие невротический характер могут

быть следствием продолжительных и нерешаемых проблем. Чаще всего боятся

подобным образом впечатлительные, эмоционально восприимчивые в отношениях с

родителями дети, которые плохо о себе думают вследствие семейных неурядиц.

Провоцируют появление страха некие типологические качества высшей

деятельности нервной системы. Это внутренняя восприимчивость и объединенная с

ней эмоциональность. Увеличенная чувствительность таких людей находит

выражение в их эмоциональной ранимости и хрупкости, когда они «слишком

переживают и очень подвержены расстройствам», будучи неспособными к грубым

ответам. Страдающие фобиями дети не способны к внешнему, прямому

отображению собственных ощущений и эмоций — они «замкнуты в себе».

Абсолютное множество детей проходят в своём внутреннем формировании

множество возрастных периодов увеличенной восприимчивости к страхам. Все эти

страхи, как правило, временны, но они могут воскрешать подобные страхи, которые

остаются в памяти подверженных тревоге родителей. Страхи старших способны

передаваться детям в семье. Это наиболее характерный психический путь

распространения страхов. Возможность возникновения страхов y детей практически

всегда больше при присутствии их y родителей, в особенности, если очевидны

всеобщие качества высшей нервной деятельности, а так же, когда слово родителей

имеют неоценимый вес и когда между ними есть неразрывная связь. Абсолютное

множество страхов может перейти к детям бессознательно, но есть страхи, а, вернее,

опасения, которые внушаются детям навязанной или системе целостных

ориентировок. Так, по наследству передаются не сами опасения, а некоторые

обобщенные качества реакции[26].

Больше всего старшие дети-дошкольники боятся смерти. Они начинают

понимать, что жизнь не вечна и это их пугает. Все люди рано или поздно умирают, а

значит, и ему придется умереть, он не понимает для чего именно нужно умирать. В

любом случае, дети первый раз понимают, что смерть — это неотвратимый факт их

жизни.

Как правило, дети в состоянии побороть эти страхи, если родители не

обсуждают все время заболевания, то, что какой-то человек скончался, значит, он

тоже смертен. Если ребенок переживает по любому поводу, то страх смерти

усиливает все другие страхи, фобии и боязни.

Страх смерти — это чувство только для эмоционально созревших людей, а

потому ярче всего обнаружен у детей эмоциональных, с развитой фантазией,

которые могут воссоздавать яркие образы, мыслить не так как другие.

Чаще всего смерти боятся девочки, поскольку у них больше развит инстинкт

самосохранении. Но мальчики раньше осознают неотвратимость не только

собственной смерти, но и смерти своих близких и других людей.

По сведениям корреляционного изучения [колмогорова ЖУРНАЛ], страх

смерти имеет непосредственную взаимосвязь со страхами нападков, мрака, существ

из сказок (более деятельно функционирующих в 3-5-летнем возрасте) болезней и

утраты родителей (у более взрослых детей), страшных сновидений, страшных

животных, стихийных бедствий, воды, огня и военных действий.

Как правило, назойливый страх преследуют умственно развитых детей, но со

слабо выраженной фантазией и образностью мышления. Их окружает мощная опека,

тотальный контроль, просмотр любых действий не слишком молодыми и

тревожными и боязливыми родителями. Кроме того матери мамы хотели бы, чтобы

они были девочками, а к юношескому свободолюбию привыкли относиться с

особенной твердость и непоколебимостью.

И отцу и матери свойственно понимание того, что они несут ответственность,

им сложно прийти к общему мнению, они нетерпеливы. Мальчики, опасающиеся

чего-либо, в действительности боятся опоздать, не успеть что-то сделать в юности.

Назойливый страх опоздания симптом озадаченности настоящим и боязни

перед будущим. Прошлое же долго и мучительно не дает покоя.

Одним из способов выражения страха перед смертью является назойливый

страх заразиться чем-либо. Как правило, это навеянная старшими боязнь

заболевания, от которых, по их утверждению, можно погибнуть. Эти страхи

объединяются с возрастной чуткостью к смерти, и дети подвергаются неврозам

[Колмогорова ЖУРНАЛ].

Не стоит изолировать впечатлительных детей ото всего на свете, стараясь

уберечь их от страхов. Необходимо быть рядом И Давать свободу, но B определенных

рамках. Постоянное пребывание B зоне комфорта может обострить имеющиеся

страхи, которые могут проявиться B будущем B силу неподготовленности к ним.

Таким образом, самым главным и распространенным страхом среди старших

дошкольников считается страх смерти. Самый популярный страх старших

дошкольников — это утрата родителей. Это можно объяснить совершенно

нормальным страхом остаться B одиночестве. Страх смерти имеет прямое отношение

к страхам физического насилия, тьмы, волшебных существ, болезней, страшных

сновидений, зверей, природные явления, огонь, вода и военные действия.

[колмогорова ЖУРНАЛ].

Основные направления психолога-педагогической коррекции страхов у старших дошкольников

Корректировка — это существенная методика работы с детьми, нацеленная на

вырабатывание самой удобной среды для нормализации процесса психического

формирования детской личности, оказание ему специальной психической

поддержки.

На сегодняшний день «психологическая коррекция» довольно обширно и

энергично применяется B практике работы, всех образовательных учреждений. А

между делом, появившись B науке, он использовался изначально B отношении только

специфического формирования личности.

Д.Б. Эльконин проводил разграничение коррекционных действий B

зависимости от характера диагностики и направления на такие виды, как

симптоматическую и каузальную. Первая устремлена на непосредственную

ликвидацию симптоматики отклонения B развитии, вторая — на ликвидацию

оснований и источников этих патологий. Чрезвычайно важно помнить, что с

внешней стороны одни и те же признаки отклонений могут иметь абсолютно разную

сущность, основания, структуру. А потому, если мы желаем стать успешными B

сфере детской коррекции, нужно исходить из психического строения дефектов и их

происхождения.

Игра однозначно считается уникальным способом коррекции деятельности у детей.

Опора на игровые, существенные для дошкольника аргументы в коррекционной

деятельности делает их особенно притягательными и ускоряет коррекционный

процесс.

Игра в психологии и психоанализе— занятие, которое происходит ради нее

самой и ради наслаждения, которое она способна приносить (в противовес трудовой

деятельности).

Игра — вид деятельности в условной обстановке, которая воссоздает какие-либо

сферы реальности[13].

Игра с точки зрения психологической и педагогической науки должна

способствовать осознанию ребенком своего индивидуального «Я», увеличению его

самооценки и развитию каких-либо новых навыков, отреагировать внутренние

конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность и ощущение

виновности. В ходе игрового контакта дети помогают друг другу становиться

ответственными за выстраивание взаимоотношений между членами социальных

групп, обрести навыки выстраивания взаимоотношений с другими членами

общества во всеобще удовлетворяющем виде.

Следя за сверстниками, ребенок становится храбрее, это необходимо для того,

чтобы52 попытаться осуществить то, что он хочет. Все дети в группе должны обрести

возможность независимого выражения своей воли, без угроз и издевок, поражений и

отрицания. Педагогическая деятельность при этом нацелена не на целую группу, а

на каждого её участника в частности.

А.И. Захаров подчеркивает диагностическую, терапевтическую и обучающую

значения игры. Все они связаны друг с другом и осуществляются как на

первоначальном периоде, в самопроизвольной игре, так и в целенаправленной

игровой деятельности.

Главным игровым принципом, по словам А.С. Спиваковской, является

воздействие на ребенка с учетом специфики ситуации и контактирования. сущность

этого принципа заключается в том, что для того чтобы включить в действие

механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить

условия, то есть вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные

формы поведения.

Главные направленности коррекционных действий при помощи искусства:

1) развлекающие занятия;

2) самореализация в творческих сферах.

Методики арт-терапии объединяют разум людей и их ощущения, потребность

в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Лечение искусством обладает безграничными, обширными перспективами в

работе с детьми дошкольного возраста, у которых есть разнообразные

эмоциональные трудности, сложности в коммуникации, негативные поведенческие

реакции [Лебедева].

Принято думать, что страхи — психические отклонения или неприятные

стрессы. В идеале они выполняют защитную функцию (самосохранение), поэтому

необходимы для правильного функционирования психических состояний и

выстраивания поведенческой модели.

Впрочем, присутствие у ребенка множества разнообразных страхов —

показатель личностного роста, мешающий развитию коммуникативных навыков,

положена специализированная коррекционная деятельность и лечение в области

психиатрии, которые нацелены на выздоровление [шишова].

Тактика терапии искусством дает возможность совместно осуществлять работу

с объединением детей, как сверстников, так и разногодок; может быть

ориентирована для занятий с одним ребенком [осипова]. действенна для коррекции

разнообразных страхов, но в первую очередь именно тех, которые возбуждаются

буйной фантазией: страх заболеваний, насилия, стихии, транспортных средств,

сказочных персонажей и др. По ходу рисования совершается «оживление» чувства

страха и сознавание фантазийной сущности его отражения. Обстановка доверия,

которая возникает на обучении между взрослым и ребенком, преумножают

предполагаемый эффект.

Ведущий должен быть максимально чутким и вежливым, применять методы

скрытного наблюдения, не давать комментариев всему, что происходит [клюева]. По

словам множества иностранных специалистов арт-терапии, церемониальная

сущность поведения детей в групповых занятиях увеличивает самоисцеляющие

свойства внезапных творческих порывов.

Независимо от вида оснований, количества и многообразия страхов у ребенка,

лечение искусством приносит пользу равно как и общая оздоравливающая терапия.

В запущенных ситуациях необходима специализированная помощь специалиста в

области психиатрии и продолжительная деятельность психологов, педагогов,

близких людей.

Рисование.

 Рисование, подобно играм, — это не только выражение в разуме детей

окружающего мира, но и его формирование, выражение отношения к нему. Именно

потому посредством рисунков можно лучше постигнуть круг интересов детей, их

глубокомысленные, не всегда обнаруживаемые тревоги и принять это во внимание

при преодолении страхов. 

 Он, собственно, и дает возможность применять рисование в лечебных

целях. Создавая рисунок, ребенок позволяет выходить собственным ощущениям и

тревогам, пожеланиям и фантазиям, меняет свои действия в разных обстановках и

без последствий сталкивается с определенными, наводящими страх, неприятными и

болезненными явлениями.

Самый эффективный метод — это позволить ребенку пофантазировать и не

мешать ему. Однако, очень важно не влиять на творческий процесс. Нужно

постараться сдерживать все свои стремления вторгнуться и объяснить, как «нужно».

Исключения составляют те случаи, когда создается обобщенный рисунок. Взрослый

может изобразить страх ребенка. В данном случае наоборот лучше, чтобы создание

изображения было совместным. Но и здесь необходима мера.

Можно придумывать и сочинять свои способы модификации страхов:

— заканчивать изображение так, чтобы оно могло развеселить. Или подарить

добрые эмоции. Дорисовывать банты, усы, очки или смешные шляпы. Примерить

страху заячьи белые уши или поросячий нос. Важно, чтобы негативный образ

сменился положительным.

— уменьшить страх. Найти и прикрепить к этому рисунку несколько других

листов, так чтобы рисунок попал в центр. И после этого страх уменьшается в

несколько раз. А кругом дорисовать что-нибудь приятное, мягкое. И страху там будет

некомфортно. Либо он сам начнет испытывать страх от нового места.

— удалить страх. Но для этого его необходимо изображать карандашом. И

внушать ребенку, что удаляя страх на рисунке, он кроме того удаляет его в

собственной голове.

Но механизм должен быть одинаковым: в первую очередь разглядеть

собственный страх, а потом что-либо с ним совершить [копытин].

К несчастью, многие родители считают, что игры и рисование — это

глупо и несерьезно, заменяют их одними книжками и прочими умственно более

эффективными, по их мнению, делами. А на самом деле необходимо все это вместе.

Дети с творческими наклонностями, возбудимые и нервные, чаще всего

подвергаются страхам, им необходимо больше играть и рисовать. У детей более

практичных, которые склонны к аналитике, конкретному мышлению, увеличивается

значимость интеллектуальных видов деятельности, в их числе игры на компьютере

и шахматы. Но даже и при подобном складе ума требуется наибольшее

многообразие в игровых процессах и творчество для разрастания внутреннего мира

и фантазии детей.

Лепка.

Для этого необходимы любые вещи, из которого можно что-то вылепить: глина,

тесто, пластилин. Можно создавать какие-либо изображения, можно вылеплять

опасения или тревоги. Основной принцип, который в данном случае функционирует,

подобен тому, который указан выше. В первую очередь требуется материализовать

образ страха, затем изменить его во что-либо более доброе и светлое. Можно создать

набор различных эмоциональных эффектов [интернет].

Аппликация.

Один из методов терапии искусством — создание образов посредством

аппликации. Допустимо выражать собственные страхи при помощи бумаги самыми

разными действиями: порывание, склейка, наслоение и т.п., а если ребенок захочет,

можно ликвидировать материализованный страх либо трансформировать, отдать

кому-либо [Целевич].

Танец.

Крайне необходимо, чтобы тело могло самовыражаться.

Можно придумать танцы на различные эмоции: злостный танец, печальный,

веселый. И это должны быть самые оригинальные танцы. Пусть они кажутся лишь

нелепыми телодвижениями, глупыми мотаниями и смешной мимикой. Важно — дать

собственному телу совершать под музыку те действия, которые ему на данный

момент необходимы.

Своеобразная чувственно-телесная выдумка. Причем важно, чтобы взрослый,

сумел себе это разрешить. В таком случае и ребенку будет легче раскрыться и

потанцевать так, как он хочет. Тут не существует фраз вроде «прекрасно, верно,

эстетично». Здесь существует лишь язык собственного тела [интернет].

Итак, вне зависимости от разновидности, оснований, объема и многообразия

страхов у Детей, арт-терапия нужна так же, как общая оздоровительная терапия.

Здесь были рассмотрены только некоторые из инструментов устранения

страхов у ребенка: рисунок, лепка, поделки, танцы. В действительности их очень

много, так же К предметам методики лечения искусством принято относить поделки

из дерева, чеканку, собирание пазлов, создание витражей, тканевые и меховые

аппликации, вышивание, выжигание.

Заключения по главе 1

Понятие страха изучалось многими учеными и обладает различными

объяснениями. Установлено, что страх может быть следствием множества сбоев

здоровья в физической и душевной сфере, а потому — основанием множества

болезней: нервных сбоев в физическом и душевном развитии. Страх сказывается и

на личностном развитии ребёнка, наблюдается слабая корреляция с внешним миром,

увеличеннная неуправляемость и агрессия, нарушенный режим сна, эмоциональное

притормаживание, агрессия, склонность K депрессиям, речевые нарушения. Рассудок

становится менее гибким, он сковывается множественными опасными факторами,

склонностью K надумыванию и сумятице. Восприятие утрачивает целостность и

непринужденность, снижается деятельная активность, любопытство, интерес K

окружающим.

Страхи детей — это обычное явление в формировании их личности. Страхи,

присущие определенному возрасту сами проходят со временем. Отрицательное

влияние могут проявить только безосновательные, слишком сильные, крайне

обостренные страхи или чрезмерно учащенное состояние страха. В подобных

ситуациях формируется «невроз страха». Его появлению могут способствовать как

внутренние причины (к примеру, чрезмерное волнение, тревожность,

подозрительность), так и наружные общественные причины (ошибки в

воспитательном процессе, чрезмерная опека, завышенные требования K детям).

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти и смерти

родителей, что объясняется вполне естественным страхом одиночества.

Заключение

Страх одним из опаснейших ощущений. Многие научные труды позволяют

долго рассуждать на эту тему. Однако каких-либо пособий по этой проблематике

составлено крайне мало. Несмотря на это проблема страхов не теряет актуальности.

А.И. Захаров первым в психиатрической практике рассмотрел основания появления

и развития дневных и ночных страхов. Приводится статистика, показывающая

зависимость страхов от разных критериев.

У младших школьников легко можно воздействовать на страхи, поскольку они более эмоциональны, чем подвержены характерному влиянию и еще во многом носят возрастной и переходный характер.

Качественно! Антиплагиат до 95%! Профессионально! Помощь в учебе по доступным ценам.

Сайт: diplombest.ru; Тел и WatsApp: +7 (926) 972-9-777; admin@diplombest.ru

Популярные диссертации, дипломные, курсовые и контрольные работы

Курсовые работы на заказ в ГУУГосударственная структурная политика
О нас говорят
Дипломная работа на заказа из РГГУКачество БАД
Решение теста русский язык с ответами
Курсовые работы на заказ в ГУУБухгалтерский баланс — основной документ фирмы
Дипломные. курсовые. контрольные, диссертацции на заказ в МГУКризис современного мира
× Связь в WhatsApp, жми!