Оценить работу бесплатно

т. 8 (495) 235-30-35 м/б. 8 (926) 97-29-777 mail: admin@diplombest.ru

Меню Учебные работы
делаем курсовые работы ВШЭ

Срочная помощь студентам в написании работ, которую точно примут!

Бесплатные корректировки. Антиплагиат до 95%. Оплата по факту.

Жми сюда!

Курсовая работа на тему: Принудительные меры в экономических отношениях

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В

МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ………………..5

1.1 Понятие принудительных мер и их характеристики…………………5

1.2 Виды принудительных мер и их особенности………………………..6

1.3 Причины применения принудительных мер в международной

экономике…………………………………………………………………………10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО

ОТНОШЕНИЮ К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………12

2.1 Общая характеристика международных экономических отношений

России с зарубежными странами……………………………………………….12

2.2 Принудительные меры по отношению к России, их причины и

виды………………………………………………………………………………15

2.3 Последствия применения принудительных мер к России и пути их

решения…………………………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день мировое сообщество обеспокоено

складывающейся ситуацией. Нарушение государствами и отдельными

организациями норм международного права расшатывает политическую и

экономическую обстановку, угрожая тем самым мирному сосуществованию

государств. Принудительные меры представляются одним из основных

средств воздействия на государства, нарушающие международное право.

Принудительные меры Безопасности ООН реализуют задачи по охране

международного правопорядка за их свойство производить коллективное

принудительное давление на государства, совершившие международное

правонарушение, отказываются прекратить противоправную деятельность и

нести ответственность за содеянное.

В современных условиях принудительные меры призваны стать одним

из действенных средств обеспечения международного мира и безопасности,

политической и экономической защищенности государств, залогом их

независимости и территориальной целостности. Увеличение количества

грубых нарушений режима международной безопасности и связанных с ними

случаев введения санкций Советом Безопасности ООН определяют

актуальность исследования условий эффективности принудительных мер.

В международно-правовой науке проблема условий эффективности

целенаправленных мер принуждения недостаточно исследованной. Если

работам российских и советских юристов-международников в основном

присуща теоретико-правовая направленность исследования эффективности

международных санкций, то исследования западных ученых, по этим

вопросам, отличаются преобладанием количественного и качественного

анализа практики применения санкционных ограничений и их результатов.

Многочисленные международные конференции, основной темой которых

является повышение эффективности международных санкций Совета Безопасности ООН, которые также ориентированы на рассмотрение практической реализации мер принуждения.

С учетом указанного, целью курсовой работы является комплексное исследование как теоретических, так и практических аспектов этой значимой проблемы современного

международного права.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие принудительных мер;

2) дать характеристику видам принудительных мер и их

особенностям;

3) определить причины применения принудительных мер в

международной экономике;

4) дать характеристику международным экономическим

отношениям России с зарубежными странами;

5) рассмотреть принудительные меры по отношению к России, их

причины и виды;

6) проанализировать последствия применения принудительных мер

к России и пути их решения.

Структура курсовой работы включает в себя введение, теоретическую и

практическую часть, заключение и список используемой литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Понятие принудительных мер и их характеристики

Принудительные меры — коллективные меры, применяемые

сообществом государств на основании Устава ООН в целях устранения

угрозы миру, нарушения мира или ликвидации акта агрессии. К ним

прибегают в крайних случаях, чтобы силой положить конец противоправному

поведению сторон в конфликте, создающему угрозу миру либо являющемуся

нарушением мира или актом агрессии.

Особенность формирования и действия международно-правовых

санкций заключается в органическом сочетании стадии выработки и

принятия международной организацией санкционной резолюции и

применения государствами введенных мер принуждения. Некоторые

исследователи связывают эффективность санкций только с практической

реализацией государствами решений, которыми приняты меры

принудительного воздействия. Впрочем, нельзя пренебрегать тем

обстоятельством, что основы эффективности международно-правовых

санкций формируются еще на этапе разработки проекта резолюции.

Поэтому

следует признать справедливым суждение, согласно которому эффективность

определяется совокупностью факторов, обусловленных как особенностями и

качеством процесса выработки санкционной резолюции, так и проблемами

организации применения и реализации международно-правовых санкций.

 

1.2 Виды принудительных мер и их особенности

Статья 41 Устава ООН предусматривает следующие виды санкций,

предпринимаемых Советом Безопасности «для поддержания или

восстановления международного мира и безопасности»: полный или

частичный перерыв экономических отношений, железно-дорожных, морских,

воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а

также разрыв дипломатических отношений. Также в ст. 42 указано, что, если

Совет Безопасности сочтет, что указанные меры «могут оказаться

недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается

предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными

силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления

международного мира и безопасности. Такие действия могут включать

демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или

сухопутных сил Членов Организации»

 Данный перечень не является исчерпывающим.

В условиях современной экономической глобализации, одними из

наиболее распространенных видов санкций, являются экономические. В ст.

41 Устава ООН в качестве экономических санкций назван полный или

частичный перерыв экономических отношений. Реализация полного или

частичного перерыва экономических отношений предусматривает

последующее разделение на торговые и финансовые санкции2.

Стратегия применения торговых санкций против недружественных

государств была разработана Британской империей в конце XIX в. Торговые

санкции включают запрещение или ограничение одной страной торговых

контактов с другой страной.

Санкции могут носить всеобъемлющий характер либо быть

ограниченными и касаться определенных товаров. Они налагаются также на

импорт и экспорт санкционированной страны. При этом следует отметить,

что любые торговые ограничения имеют целенаправленный характер и

приводят к изменению торговой политики.

К наиболее распространенным формам торговых санкций относятся

частичное и полное эмбарго. Полное эмбарго означает прекращение всех экспортных поставок в санкционированное государство. Так, полное эмбарго

применялось Советом Безопасности ООН в отношении Ирака. Оно

предусматривало запрет на экспорт любых товаров в Ирак, за исключением

товаров первой необходимости. Еще один пример полного эмбарго —

санкции США против Кубы в 1960 г.1

Частичное эмбарго предполагает ограничения в экспортных поставках

определенных видов продукции и сырья, которые, как правило, наиболее

весомы для экономики санкционированного государства. В настоящее время

такая форма экономических санкций более предпочтительна и чаще

применяется.

Говоря об эмбарго, нельзя не упомянуть длительный режим, начиная с

1950’х гг., экономических санкций против Ирана. В 1979 г. в этой стране, как известно, произошла Исламская революция.

Санкции включали полный запрет американским гражданам и компаниям вести бизнес в Иране. После вторжения иракской армии в Иран в 1980 г.

правительство США усилило санкции против этой страны. Были запрещены экспорт в Иран военной, атомной, ракетной продукции, а также прямые

иностранные инвестиции в нефтяную, нефтехимическую и газовую промышленность, контакты с финансовыми организациями, осуществление

финансовых транзакций, сотрудничество с морским флотом. Торговые

отношения начали налаживаться в 2016 г. после того, как Иран пошел на

уступки по ядерной программе.

К частичному эмбарго также следует отнести комплекс экономических

мер России в отношении Турции. Они были введены после того, как 24

ноября 2015 г. российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими

истребителями. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев заявил о разработке

комплекса мер в рамках ответа России на акт агрессии со стороны Турции. «В

документе о мерах речь пойдет о введении ограничений и запретов на

деятельность экономических структур Турции на территории России,

ограничении и запрете поставок продукции, включая продовольственные товары, о выполнении работ и оказании услуг турецкими компаниями и о

других ограничительных мерах1.

Еще одним видом экономических санкций являются радикальные

торговые ограничения — экономический бойкот. Самым полномасштабным и

длительным стал Арабский бойкот Лиги арабских государств сначала

еврейской общины в Палестине, а затем Израиля.

Подобных примеров в мировой практике не очень много, так как бойкот

представляет собой полную экономическую изоляцию страны со стороны

других государств посредством торговых ограничений или запретов, влечет

разрыв дипломатических отношений между странами и часто

сопровождаются вооруженными действиями. Степень воздействия подобных

ограничений на экономику характеризуют следующие слова В. Уильсона:

«Применяйте это экономическое, мирное, спокойное, неумолимое средство и

не станет необходимости к применению силы. Бойкот — это замена войне».

Такие жесткие виды экономических ограничений приводят к наиболее

тяжелым гуманитарным последствиям. Актуальность проблемы постоянно

озвучивается в выступлениях Генерального секретаря ООН. Так, в его

докладе «Мы, народы: роль ООН в XXI веке» говорится: «…Когда жесткие и

всеобъемлющие санкции применяются против авторитарных режимов,

возникает проблема. В этом случае страдают простые люди, а не

политическая элита, поведение которой и спровоцировало введение санкций.

Более того, как это ни отвратительно, но власти предержащие часто даже

получают выгоду от этих санкций, поскольку они оказываются в состоянии

контролировать черный рынок и получаемую прибыль и поскольку санкции

дают им предлог для ликвидации внутренней политической оппозиции».

Вышеупомянутые гуманитарные последствия торговых санкций и

торговых ограничений привели к возникновению «целенаправленных»

(«умных») и «финансовых» санкций. Целенаправленные («умные») санкции

(англ. «smart sanctions») — относительно новые термины, введенные в оборот

вскоре после санкций, наложенных на Ирак в 1990 и 1991 г., после его вторжения в Кувейт.

К 1991 г. стало ясно, что санкции в отношении Ирака изначально были

направлены на невооруженное, мирное разрешение международных споров,

но на деле, одновременно с бомбардировками и военными действиями в

Персидском заливе, они оказались разрушительными для экономики Ирака и

национальной инфраструктуры. В результате применений санкций против

Ирака гражданское население страны существенно пострадало от

систематического употребления низкокачественного продовольствия. К

отрицательным последствиям следует также отнести острую нехватку

медикаментов. Все это спровоцировало рост заболеваний, в том числе и

контагиозных, а дополнительным фактором для распространения инфекций

стал дефицит питьевой воды.

Таким образом, последствия применения экономических санкций могут

быть непредсказуемыми и крайне опасными. Учитывая это, ООН

прилагались усилия, направленные на разработку более безопасных и

эффективных мер в виде целенаправленных санкций. Они предусматривают

частичное торговое эмбарго, финансовые меры, ограничения на выезды

лидеров санкционированных государств и торговые ограничения на

конкретные товары.

1.3 Причины применения принудительных мер в международной экономике

Разработка, внедрение и применение принудительных мер является

многосложных процессом, на который влияют факторы как объективного, так

и субъективного характера, а условиями действенности выступают правовые,

экономические, политические, природно-географические, региональные и

глобальные факторы, которые обусловливают непосредственное или

косвенное позитивное и негативное влияние на условия применения и

эффективность мер принуждения.

Объективные предпосылки эффективности международно-правовых

санкций заключаются в прогрессирующей взаимозависимости государств.

Эта взаимосвязанность государств проявляется в сложной системе отношений

— политических, дипломатических, торговых, финансовых, транспортных и

т.п., которыми связаны государства в современном мире.

Каждый из них занимает определенное место и выполняет

определенную роль в рамках этой системы, одним из важнейших элементов

которой является устойчивая, плотная и всеобъемлющая экономическая

взаимосвязь ».

Субъективные предпосылки эффективности международно-правовых

санкций зависят от политической воли субъектов международного права,

выбор соответствующей правовой позиции которыми предопределять запуск

и функционирование механизма принуждения, а также от воли государства-

правонарушителя, которая будет решать подчиниться требованиям

международного сообщества и выполнить требования санкционной

резолюции или отказаться от их выполнения.

Независимо от объективных и субъективных факторов, международное

сообщество обязано противопоставить принудительные меры, которые будут

адекватны тем вызовам, которые несет международному миру политика

государства-правонарушителя. Поэтому, организуя противодействие

нарушениям международного права, Совет Безопасности ООН принимать

исчерпывающие, основанных на предыдущем опыте, меры для прекращения

правонарушения и обеспечения их эффективности на каждом этапе их

применения.

Практически каждый элемент объективных и субъективных факторов

имеет то или иное значение для функционирования санкционного механизма

и в этом качестве выступает как условие эффективности мер принуждения.

Однако различные условия играют неодинаковую роль для

эффективности санкций, вклад каждой из них для достижения конечной цели

далеко не ровный. В связи с тем, что международно-правовые санкции по своей природе является категорией правовой, а также учитывая правовой

характер исследования, целесообразным представляется выделения только

факторов правового характера, объективно имеют решающее значение для

эффективности целенаправленных мер принуждения, не отрицая при этом и

значение влияния других1.

Проблема определения факторов эффективности международно-

правовых санкций достаточно многоплановая и охватывает как выявление

условий, способствующих эффективности санкций и их исследования, так и

предсказания неблагоприятных факторов и разработки практических

рекомендаций по устранению или уменьшению их влияния, направленные на

создание условий максимально полного использования влияния

положительных факторов.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Общая характеристика международной экономических отношений России с зарубежными странами

Россия сегодня — одна из наиболее мощных мировых держав. Страна

сумела преодолеть угрозу дезинтеграции и наиболее тяжелые политические

последствия распада Советского Союза. Она ведет активную внешнюю

политику, последовательно отстаивая свои интересы за рубежом2.

В среднесрочной перспективе Россия сохранится в качестве одной из

мощнейших стран мира в военном отношении. Она является ядерной

державой.

В результате военной реформы страна имеет компактную, мобильную и

хорошо оснащенную армию. Отечественная военная промышленность

практически полностью обеспечивает запросы вооруженных сил. Прямая

военная агрессия против России маловероятна даже несмотря на количественное превосходство соседних государств и альянсов. Тем не

менее, вооруженные силы требуют дальнейшего обновления и совершенствования с учетом технических и управленческих новшеств.

Важным ресурсом внешней политики России является возможность

играть активную роль сразу в нескольких регионах — в Евроатлантическом

регионе, в АТР, на Большом Ближнем Востоке, в Центральной Азии, в

Арктике. За Россией также закрепилась роль активного игрока в ряде

функциональных областей.

Среди них ядерное нераспространение, контроль вооружений, мирный

атом, кибербезопасность, продовольственная безопасность, освоение

космического пространства, ресурсная безопасность и др. Россия — активный

посредник в решении целого ряда международных конфликтов и проблем

(Иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и др.).

Во внешнеполитическом активе России — образованное

многокультурное и многоконфессиональное общество, с вековыми

традициями общежития самых разных народов. Русский — один из мировых

языков, а русскоязычная диаспора — в числе крупнейших в мире.

Экономический потенциал России и ее внутренний рынок, несмотря на

имеющиеся серьезные проблемы, дают ей возможность играть значимую

роль в процессах экономической интеграции в Евразии.

Постсоветское пространство превратилось в арену конкуренции России

и структур Запада (ЕС и НАТО). Апофеозом этой конкуренции стал украинский

кризис. Накладываясь на внутренние социальные конфликты и уязвимость,

такая конкуренция опасна для стабильности ближнего зарубежья. Пока

Россия смогла приостановить продвижение западных структур на

постсоветском пространстве. Но сама проблема конкуренции в корне не

решена. Интеграция в западные структуры или тесное сотрудничество с ними

будет оставаться в долгосрочной перспективе привлекательным проектом для стран ближнего зарубежья.

В российской политике в ближнем зарубежье украинский вопрос

останется в числе приоритетов на долгосрочную перспективу. Украинский

кризис был вызван кумулятивным набором внутренних факторов —

коррумпированностью государства, обнищанием общества, попытками

ограничить права и свободы граждан. На украинскую революцию повлияли и

внешние силы, хотя в сравнении с внутриполитическими факторами их роль

переоценивать не следует. Россия и Запад не смогли совместно создать

условия для преодоления кризиса.

В украинском кризисе сосредоточился весь набор проблем в

отношениях России и Запада, копившихся с 1990-х гг. — отсутствие доверия,

эрозия режимов контроля вооружений, разные взгляды на цветные

революции и смены политических режимов, расширение НАТО, игра с

нулевой суммой на постсоветском пространстве. В ходе украинского кризиса

Россия воссоединилась с Крымом, решила проблему базирования

Черноморского флота, заблокировала на долгосрочную перспективу членство

Украины в НАТО2.

Китайская Народная Республика — ключевой глобальный и

региональный партнер России. Страны имеют общие позиции по целому ряду

вопросов глобального порядка, выступают последовательными

сторонниками полицентричного мира. Россия разделяет идею

экономического соразвития как важной составляющей внешнеполитической

философии КНР. Между РФ и КНР улажены все территориальные споры.

Произошла демилитаризация государственных границ с обеих сторон. Между

лидерами двух стран установились доверительные партнерские отношения.

Ведется интенсивный межправительственный диалог.

Экономическое развитие — ключевой интерес России в отношениях с

КНР, в том числе в условиях западных санкций. Тем не менее, экономический уровень двусторонних отношений существенно отстает от политического

диалога. Основным ограничителем выступает структура российской экономики и состояние ее инфраструктуры. В экономическом

взаимодействии доминирует торговля, при слабости инвестиционной составляющей.

Отношения России и Запада находятся на самой низкой отметке со

времен Холодной войны. Россия воспринимается на Западе в качестве

ключевого вызова безопасности, фактора дестабилизации европейского и

мирового порядка. Москва рассматривает в качестве вызова экспансию НАТО

и восточную политику ЕС, нарушение стратегической стабильности (ПРО

США), критически относится к вмешательству во внутренние дела суверенных

государств, а также к политике США и их союзников на Ближнем Востоке.

Украинский вопрос — ключевой камень преткновения в отношениях России и

Запада.

Вместе с тем, противоречия между Россией и Западом носят в

основном политический характер. В отличие от времен Холодной войны

отсутствует острое идеологическое противостояние. Россия — страна с

рыночной экономикой, в которой продолжается пусть неровное, но развитие

демократических институтов. Между Россией и Западом нет

экзистенциальных разногласий.

Более того, объем общих вызовов и угроз, в том числе со стороны

радикального исламизма, нарастает. Углубляя противоречия, Россия и Запад

теряют историческое время в противодействии общим вызовам.

2.2 Принудительные меры по отношению к России, их причины и виды

Наиболее частым видом принудительных мер, которые применяются в

отношении России, являются экономические санкции.

История экономических санкций насчитывает более 2,5 тысяч лет.

Первый случай был зафиксирован еще в Древней Греции в V в. до н.э., когда

Афины запретили кораблям из Мегар (главного поставщика зерна)

швартоваться и разгружаться у своих берегов1. Уже эти первые в истории

санкции не принесли никому благополучия и послужили одним из поводов к

началу Пелопонесской войны.

Экономические санкции как инструмент внешней политики

использовал и Наполеон. Так, в 1806 г. он ввел полный запрет на торговлю с

Великобританией, чтобы вызвать там массовую безработицу и недовольство

населения. Запрет действовал до 1814 г. и вошел в историю как

«континентальная блокада». Однако эти и другие примеры были скорее

исключением, чем правилом. Противники предпочитали решать конфликты

на поле боя. После многочисленных жертв Первой мировой войны появляется

стремление ограничить количество военных столкновений, заменив их

непрямым воздействием. Например, американский президент Вудро Вильсон

был активным сторонником института санкций, называя их «всеобъемлющим

бойкотом агрессора»2. Здесь особо стоит отметить, что к санкциям прибегали

и прибегают многие страны, но рекордсменом в этом отношении являются

именно Соединенные Штаты Америки. Наиболее яркий пример – санкции

против «Острова свободы», Кубы, введенные в 1960 г. и ужесточенные в 1962

г. практически до полного эмбарго.

Дата введения первых санкции против России известна – это 1558 г.,

когда Иван Грозный начал Ливонскую войну за выход страны к Балтийскому

морю. До этого времени европейцы практически ничего не знали о Московии,

а тем более о ее взаимоотношениях с самой Европой. Но внезапно пять

крупнейших европейских городов огромным тиражом издают «летучие

листки», в которых рассказывалось: Московия – страна тьмы, «…русские

дикари, варвары и царь у них совсем ужас», у него минимум 50 жен, как в

турецком гареме, турки не являются самой страшной угрозой Европе по

сравнению с русскими3. Эти действия можно обозначить как своего рода

первую «информационную войну» против России.

Одним из «отцов» экономических санкции против России был герцог

Альба, испанский наместник в Нидерландах, прославившийся своей

жестокостью (только за первый год своего наместничества он подписал 1800

смертных приговоров). В 1570 г. на Франкфуртском сборе европейских

государей он предложил не отправлять в Московию медь и бронзу, из которой

делали пушки. Русское государство тогда начинало большое строительство:

возводились каменные крепости, развивалась промышленность, но своих

мастеров не хватало, поэтому приглашали иностранцев. Мастеровых и

строителей, которые были посланы Иваном Грозным в Европу на обучение,

поймали и некоторым даже отрубили головы – экономические санкции

начали действовать.

Из нашей страны тогда в Европу поставлялись лен, пенька, основным

же товаром было «мягкое золото» – знаменитые русские меха. В то время

европейцы не решились наложить на них санкции. В 2014 г. ситуация

несколько иная. Так, например, канцлер ФРГ Ангела Меркель, как и жена

президента США Мишель Обама поддержали идею запрета на импорт мехов,

икры и алмазов из России.

В целом 2014 год можно назвать рекордным по числу западных санкций

в отношении России, что вызвано обострением ситуации в Украине. Поначалу

европейские государства не хотели вводить санкции, заявляя, что они не

нужны и даже вредны. Первую санкционную волну назвали «несерьезной».

Но в середине июля произошла трагедия с малазийским «Боингом» в небе

над юго-востоком Украины. И под напором практически бездоказательных

утверждений в западных СМИ и Интернет-изданиях европейские лидеры

были вынуждены изменить свою позицию. В настоящее время расследование

практически сошло на нет, опубликовано лишь заключение, что самолет

распался «под влиянием внешнего воздействия определенной силы». Также

заявлено, что полный отчет о катастрофе будет готов примерно через год.

Информационная составляющая уже отыграна, санкции введены,

общественное мнение определенным образом сформировано; любое заявление, которое идет вразрез с предыдущими оценками катастрофы,

является нежелательным, потому что тогда встает вопрос об отмене санкций.

Каковы же ответные действия России?

В свое время Иван Грозный

нанял датского морехода (пирата) Роде и выдал ему каперскую грамоту, при том, что каперские грамоты могли быть выданы только европейскими

правителями, а в Европе Ивана Грозного истинным европейцем не считали. Впоследствии Роде разграбил многие корабли скандинавских стран,

фактически перекрыв Балтийском море своими кораблями.

В 2014 г. в ответ на западные санкции Россия запретила ввоз на свою

территорию сельхозпродукции из ЕС (а также США и некоторых других

стран), и теперь уже сами европейцы испытывают негативные последствия

своих недальновидных действий (как и при Иване Грозном, ответные

российские санкции поставили Европу в тупик). Поляки вываливают свои

яблоки перед сеймом, испанские фермеры выбрасывают персики, и так по

всей Европе.

Как показывает история, введение экономических санкций

бессмысленно, а в современном глобальном мире и подавно. Как бы ни

относились США к СССР, но в 1929-1939 гг. половина всего американского

экспорта приходилась на Советский Союз. Первые автомобили, первые

тракторы, паровозы – все поступало из США, Великобритании, Германии. За

годы первых двух пятилеток почти 80 % всего промышленного оборудования

в СССР было поставлено из США и Европы. После войны показательным

примером санкционирования со стороны США явилась знаменитая поправка

Джексона-Вэника, которая была введена в 1974 г., поскольку советские евреи

не имели возможности выехать в Израиль1. Уже давно между Россией и

Израилем установлен безвизовый режим, уже давно для людей любых

национальностей проблем с перемещением из России по миру нет, но, тем не

менее, поправка Джексона-Вэника просуществовала до 2012 г.

Очевидно, что введение санкций против России имеет геополитическую

подоплеку. Россия выработала собственное видение мировой политики и уже

может не соглашаться с американской позицией как по Сирии, так и по

Украине. При этом последняя используется как предлог для усиления НАТО

и развертывания антироссийской риторики. Запад требует от России тех

действий, которые она заведомо не может выполнить: например, вывести

российские войска с территории Украины, хотя их там просто нет. Другими

словами, украинский кризис является прикрытием для истинной цели –

остановить восстановление политической, экономической и любой другой

мощи России. Вашингтон хочет сохранить однополярный мир, поэтому

стремится нейтрализовать зарождающиеся альтернативные центры силы.

Вообще от введенных против России санкций именно Соединенные

Штаты выигрывают больше всего. Европейцы ссорятся с Россией, начинают

покупать американский сланцевый газ, доллар укрепляет свои позиции не

только по отношению к рублю, но и евро. Таким образом, США укрепляют

свои несколько ослабевшие позиции в Европе. Может возникнуть вопрос:

почему же ЕС ничего не предпринимает по ограничению столь сильного

американского влияния? Одна из причин состоит в следующем: ЕС и США

ведут очень сложные переговоры по созданию зоны свободной торговли, и,

вводя санкции, европейцы хотят получить свою долю преференций от

данного соглашения. Поэтому Германия прислушивается к советам из

Вашингтона, невзирая на то, что германский бизнес уже подсчитывает

убытки, а германское общественное мнение выступает против введения

санкций.

Необходимо четко понимать: нет никаких гарантий, что если Москва

согласится на западные условия, Вашингтон не продолжит разыгрывать

«украинскую карту» и усиливать давление. Кроме того, некоторые эксперты

полагают, что в данном случае война идет не только и не столько за Украину,

сколько за Арктику. В результате введенных санкций Россия лишается

возможности развивать высокотехнологичные производства, которые

позволяют вести нефтедобычу на арктическом шельфе. Уже сейчас компания

Exxon Mobil свернула 9 из 10 совместных проектов в этой области.

Следует учитывать еще один момент. Санкции – это механизм в большой политической игре. История свидетельствует о том, что они

вводятся не только и не столько по экономическим причинам. Они вводятся в надежде на то, что ухудшение экономического положения страны приведет к

народному возмущению и свержению неугодного политического режима.

2.3 Последствия применения принудительных мер к России и пути их решения

Россияне научились жить в условиях существующего санкционного

режима, стоимость которого, по подсчетам президента Владимира Путина, не

перевешивает всех преимуществ от сохранения его внешней политики,

говорили один за другим американские сенаторы, объясняя необходимость

новых санкций в отношении России. Весной 2014 г., после присоединения

Крыма к России, США и ЕС ограничили доступ крупнейших российских

банков и компаний к западному финансированию и ввели секторальные

санкции, запретив передачу технологий и оборудования для ВПК,

подсанкционных нефтегазовых компаний («Газпром», «Газпром нефть»,

«Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз») и для ТЭК Крыма. В ответ Россия

в августе 2014 г. ввела эмбарго на поставку продуктов питания из США, ЕС и

других стран, вводивших санкции. Закон о новых санкциях, принятый в июле

2017 года конгрессом США и подписанный 2 августа президентом

Дональдом Трампом, ужесточает существующие санкции и распространяет

их на транспортные отрасли и нефте- и газопроводы, а также усиливает

давление на российских чиновников1.

Санкции США очевидно не достигли своих целей и в обозримом

будущем на этот эффект рассчитывать не стоит: политического разворота в

России не произошло, экономика страны вернулась к росту.

До сих пор нет твердой уверенности в значительном долгосрочном

влиянии санкций на состояние российской экономики: все подсчеты показывают, что российский рынок капитала и промышленность в большей

степени зависят от цен на энергоносители, чем от санкций. Санкции были введены в I квартале 2014 г., но значительное ухудшение экономической

ситуации в России началось спустя год после обвала цен на нефть. Capital Economics пыталась дать «очень грубую» оценку прямого

ущерба, указывая, что в I квартале 2014 г., после ввода санкций, впервые была сильно нарушена зависимость между ценами на нефть и притоком

капитала в Россию: цены менялись незначительно, тогда как отток капитала

из страны составил $20 млрд – примерно 1,5% ВВП. Таким же образом

ущерб от санкций пытались оценивать российские чиновники.

В количественном выражении ущерб от санкций можно оценить в 1–1,5

процентного пункта ВВП в год. Эксперты делают оценку, основываясь на

динамике внешнего корпоративного долга страны. Он, по оценкам ЦБ,

снижался с 2014 г., к 1 июня 2017 г. уменьшился почти на 30%.

Помимо анализа корпоративного долга и оттока капитала необходимо

обращать внимание на прямые инвестиции. По данным ЦБ, прямые

инвестиции начали снижаться в 2014 г., обвалились в 2015 г., но в прошлом

возобновили рост.

Экономика постепенно адаптируется к санкциям и достаточно сложно

отделить их воздействие от влияния других факторов. Негативный эффект – а

в основном он заключается в секторальном ограничении инвестиций в ВПК и

нефтегазовый сектор – сейчас вряд ли превышает половину процентного

пункта ВВП. Компании этих секторов стараются исправить дело, но на это

требуется намного больше трех лет.

Общение с представителями нефтегазовых компаний показывает, что

их компании окончательно адаптировались к существующим

макроэкономическим условиям и санкционному режиму: сейчас они больше

фокусируются на повышении эффективности и развитии своих ключевых

активов в России, чем на попытках международного расширения.

В отдельных направлениях нефтегазовой отрасли технические санкции имели сильный эффект. Например, около 90% ключевых технологий добычи

углеводородов на шельфе – иностранные. Так что решение российских нефтегазовых компаний приостановить ряд проектов в этом направлении

вызвано в первую очередь технологическими проблемами, а уже потом экономическими причинами, объясняет он. Среди приостановленных

эксперты Аналитического центра при правительстве России называют наиболее значительными проекты «Роснефти» и ExxonMobil на арктическом

шельфе и Черном море.

На традиционную добычу технологические санкции практически не повлияли, а в сланцевых проектах российские компании сумели частично

адаптироваться после выхода иностранных партнеров и подрядчиков и продолжить их реализацию. Например, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть»

продолжают разработку таких месторождений. Многие иностранные компании тоже приспосабливаются к режиму санкций, они пытаются продолжить делать бизнес вне политики, всеми

правдами и неправдами намерены оставаться на российском рынке.

В то же время на отечественные нефтесервисные и

машиностроительные предприятия санкции повлияли даже положительно,

потому что власти и нефтегазовые компании начали более активно

заниматься импортозамещением, обращать внимание на российских игроков

и разрабатывать меры поддержки их качественного развития. Например, с 1

января 2017 года правительство ввело при закупках госкомпаниями 15%-ный

приоритет для российских товаров и услуг. Уже есть конкретные примеры

импортозамещения – и по технологиям, и по продукции. Например, по

системам телеметрии для наклонного и горизонтального бурения. Но даже

при наличии определенных успехов эффективность политики

импортозамещения значительно снижается из-за закрытости процесса и

отсутствия информации по ее реализации и участию в ней, а также

непривлечения к ней многих передовых российских сервисных и

производственных компаний. Так как традиционной добычи старые санкции не касались, по долям игроков на рынке изменения пока незаметны. В России

даже нет собственного программного обеспечения для суперкомпьютерных вычислений, необходимых для обработки данных геологоразведки, и

проблему нужно решать в первую очередь.

Для российского ВПК санкции оказались болезненными. Как заявлял в 2014 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин, тогда импортные комплектующие – с

Украины, из стран ЕС и НАТО – использовались в 640 образцах российского вооружения. По принятой в июле 2014 г. программе импортозамещения

замене подлежало примерно 700 образцов комплектующих с Украины и 860 –

западных. Процесс замены украинских комплектующих должен был

завершиться к 2018 г., а западных – к 2022 г.

Одной из серьезных проблем, повлиявших на сроки российской программы перевооружения, стало прекращение импорта электронной

компонентной базы (ЭКБ) для спутников. При этом радиационно стойкие микросхемы классов space и military западные производители продавали

неохотно и до 2014 г. Поэтому вопрос об их замещении стоял и раньше. Сложности с этими комплектующими стали одной из причин переноса на 2–3

года запуска ряда спутников военного и двойного назначения. Это наряду с возросшей конкуренцией и рядом неудачных пусков российских ракет-

носителей привело к тому, что Россия в 2015–2016 гг. утратила лидерство по числу космических запусков. Ожидается, что к 2021 г. подавляющая часть

необходимой ЭКБ для космической промышленности будет производиться в России, кроме того, западные поставки компенсируются за счет азиатских

производителей.

Второй важной проблемой оказалось прекращение поставок двигательных установок для кораблей и вертолетов с Украины и из Германии.

Судовые дизели немецкой компании MTU для кораблей пограничной охраны и корветов для ВМФ удалось заменить на китайские и российские аналоги.

Но не поставка украинских газотурбинных двигательных установок (ГТУ) для фрегатов (самых крупных строящихся для российского ВМФ надводных кораблей) привела к тому, что вторую тройку фрегатов проекта 11356 планируется продать в Индию (двигатели приобретут индийцы), а постройка

следующих за головным кораблем «Адмирал Горшков» новейших фрегатов проекта 22350 сдвинулась на 2–4 года. Но импортозамещение идет и здесь: в

октябре 2016 г. на НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную «Ростеху» ОДК)

в Рыбинске был введен в действие комплекс по производству корабельных

ГТУ.

Производство двигателей типа ТВ3-117/ВК-2500 для всех основных российских военных вертолетов также замещается – построенный под

Петербургом завод компании «Климов» (также входит в ОДК) в 2017 г. выпустит около 150 моторов. Это позволит впервые оснастить все

передаваемые Вооруженным силам военные вертолеты новыми моторами российского производства. В этой сфере запрет Украины на поставку

военных комплектующих России на темпах перевооружения не сказался: в России были запасы двигателей, а кроме того, сотрудничество с украинским

предприятием «Мотор сич», производящим эти моторы, продолжалось.

В целом санкции и вызванная ими программа импортозамещения для оборонной промышленности привела к дополнительным расходам в десятки

миллиардов рублей и задержкам в поставках ряда важных образцов военной техники на годы. Однако санкции практически не повлияли на производство

вооружений для стратегических ядерных сил – основы военной безопасности страны. Кроме того, они наконец-то заставили перейти от слов к делу – ведь

задача переноса производства тех же вертолетных двигателей и ГТУ для кораблей была поставлена правительством еще в 2005 г., после украинской

оранжевой революции, однако, кроме горы бумаг, до санкций практически ничего сделано не было.

Российские чиновники много говорят о пользе продовольственного эмбарго. В августе 2014 г. Россия запретила импорт фруктов, овощей, сыров,

молока, мяса и рыбы из всех стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.. Производство в АПК в последние годы растет – в среднем на 4%.

Но объяснять этот рост одними контрсанкциями неверно: в 2013 г., до эмбарго, прирост составлял даже 5,8%. Более значительную роль сыграла

растущая государственная поддержка. В 2014 г., по данным Минсельхоза, сельскому хозяйству было выделено 190 млрд. руб., в 2015 г. – 222 млрд, в

2016 г. – 223 млрд. Самые впечатляющие результаты импортозамещения после эмбарго достигнуты в производстве мяса. Доля импорта в свинине

сократилась в 3 раза (с 26% в 2013 г. до 8% в 2016 г.), в мясе птицы – в 2,5 раза (с 12% в 2013 г. до 5% в 2016 г.).

Рост производства мяса не связан с ограничением импорта. Компании отрасли ввели в строй мощности, заложенные еще в 2012–2013 гг., когда об

эмбарго никто и не думал. Инвестиции в мясное скотоводство и производство говядины в серьезных масштабах начались еще в 2009–2011 гг. после того,

как господдержка этого направления появилась в госпрограмме развития АПК. Ни один инвестор не будет вкладывать в долгосрочные проекты,

рассчитывая только лишь на санкции, которые сначала вводились всего на год. Рост обусловлен господдержкой и девальвацией, а не санкциями.

Производство сыров, сливочного масла и спредов выросло и в этом есть определенная заслуга эмбарго. Но в целом отрасль страдает: спрос на

молочную продукцию из-за роста цен, вызванного девальвацией, упал на 6–8% только в 2016 г.. Покупательная способность людей заметно снизилась, а

цены выросли, по меньшей мере, вдвое, так что основной проблемой остаются сокращающиеся доходы населения.

Овощеводам запрет на импорт продукции из Европы, а позже из Турции помог, но главным образом тем, что с введением эмбарго государство

занялось поддержкой отрасли. С 2015 г. бюджет компенсирует 20% затрат на строительство теплиц и овощехранилищ в дополнение к субсидированию

процентной ставки, и с тех пор пошли инвестиции – с 2015 г. в производство овощей вложено более 100 млрд. рублей. Импорт стал снижаться, а

внутреннее производство – расти: уже в этом году страна обеспечит себя огурцами на 80%, а помидорами – наполовину. При таком уровне

господдержки, но без эмбарго и запрета импорта из Турции овощеводство

развивалось бы медленнее. Теперь то, что могли сделать за 10 лет, получится

в ближайшие три года.

Адаптация экономики к новому уровню санкций – их ужесточению,

распространению на транспортные отрасли и т. д. – будет болезненной, но не

критичной: запас прочности еще есть. Развитие того же энергетического

сектора в гораздо большей степени зависит от цен на сырье, а не от доступа к

рынкам. Глубина шока будет зависеть от того, как конкретно будут

применяться новые санкции. Если их распространят на трубопроводные

проекты в таком виде, как прописано в законе, потрясение будет серьезным.

Новый закон США отчасти смягчил режим санкций, установив, что под

него подпадают только новые глубоководные, арктические и сланцевые

проекты по добыче нефти, в которых доля российских подсанкционных

компаний превышает 33%. Получается, у иностранцев потенциально

появляется шанс вернуться в ряд проектов. Однако теперь санкции будут

распространяться на проекты не только в России, но и по всему миру.

В законе описаны только общие принципы действия санкций. Теперь

власти США будут включать конкретные проекты в санкционный список.

Наиболее болезненная часть новых санкций – удар по российским

экспортным энергетическим трубопроводам. Установленный запрет на

инвестиции и предоставление любых услуг, оборудования, технологий и

информации, относящихся как к строительству новых, так и к расширению и

обслуживанию существующих систем, критичен, например, для морских

магистральных трубопроводов, где имеющихся российских технологических

возможностей на данный момент недостаточно.

Самый крупный из таких проектов – строительство газопровода

«Северный поток – 2» по дну Балтийского моря мощностью 55 млрд куб. м

газа в год. Даже «Газпром» еще до принятия закона о новых санкциях

признавал, что они могут замедлить реализацию проекта или даже вовсе

торпедировать его. Данное нововведение – метод недобросовестной

26

конкуренции: ограничение доступа более экономически выгодного

покупателю трубопроводного российского газа на международные рынки, в

основном Европы. Не зря новые санкции были приняты в штыки Европой.

Ведь в отличие от США европейцы не вводили санкций в отношении

«Газпрома» и его топ-менеджеров.

Пока не известно, будут ли эти санкции использоваться в полной мере,

но опасения инвесторов, безусловно, скажутся на притоке капитала, считает

Пухов. Очень многое будет зависеть от позиции ЕС и Китая, основных

торговых партнеров России. Страны ЕС все больше и больше недовольны

односторонними мерами со стороны США. Для интенсивного роста

экономики темпами выше мировых нужны инвестиции (в том числе

иностранные) в основные средства, использование новых технологий, в

конечном счете, рост инвестиционного импорта, в ситуации с ужесточением

санкций это маловероятно. Поэтому стагнация или рост в пределах 2%

наиболее вероятный сценарий, который прогнозируют многие российские и

зарубежные экономисты.

В обозримой перспективе наивно рассчитывать на отмену санкций – по

крайней мере, на горизонте пяти лет. Осознание того, как критично

вызванное санкциями отставание в развитии, приходит со временем, так что

их влияние на российскую экономику впоследствии будет переоценено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобализация мирохозяйственных связей обусловливает все более

тесное сотрудничество и взаимодействие государств, приводя их, по сути, в

единую систему хозяйствования, от функционирования которой зависят их

экономические интересы, а соответственно — и интересы национальных

субъектов хозяйствования.

Осложнения внешнеэкономических процессов, интенсивная динамика

мировой экономики обусловили необходимость в более сложном комплексе

национальных и международно-правовых мер, получивших название

внешнеэкономической политики, предусматривающий, в свою очередь,

оказания влияния на внешнюю торговлю с помощью экономических и

административных рычагов: налоги, субсидии, прямые ограничения импорта

и экспорта, кредитования и тому подобное. К принудительным мерам в

международном праве относят, в первую очередь, применение экономических

санкций.

В последние годы санкции становятся все более популярным

28

инструментом внешней политики. Традиционно используемые государствами

в случае вооруженных конфликтов в качестве альтернативы военными

средствами, эмбарго и международные санкции теперь очень часто

реализуется и в мирное время. Причем применяются они не только на

многостороннем уровне (в рамках ООН по решению Совета Безопасности),

но также на региональном (в частности, ЕС), а также вводятся государствами,

действующими в одностороннем порядке (например, широко известна

санкционная политика США). Различны и цели санкций: борьба против

распространения оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом,

наказание государств, виновных в нарушении прав человека и т.д. Изменился

также и характер введенных мер: от комплексных режимов санкций (подобно

режиму, введенного в отношении Ирака в 1990 году) к «умным» или

«точечным» санкциям, направленным против конкретных лиц или

организаций (вводимым путем замораживания активов и наложения запретов

на поездки) или запрещающим определенные виды деятельности (эмбарго и

экспортные запреты).

В условиях экономических санкций для России особую важность

приобретают проблемы оптимизации структуры внешнеэкономических

связей по направлениям развития торговых и инвестиционных отношений со

странами БРИКС, Вьетнамом, странами СНГ, двусторонние соглашения

России и ЕАЭС с отдельными странами-партнерами (Южная Корея,

Сингапур, Израиль).

Последствия санкций носят долгосрочный характер и будут

накапливаться. Причем масштабы импортозамещения от нынешних санкций

несопоставимо малы с импортозамещением поле кризиса 1998 года. Пугает

не столько временный разрыв с потенциальным выпуском, вызванный

санкциями, сколько постепенная изоляция России от внешнего мира, в

первую очередь развитых стран, и скатывание по пути бывшего СССР. Как

следствие – потеря конкурентоспособности с вытекающими долгосрочными

последствиями и снижением самого потенциала роста экономики. Если

29

Россия не растет быстрее многих развитых стран, значит, она движемся назад

относительно них. Возникает отложенный прямой и косвенный негативный

эффект, на фоне которого все текущие потери, рост оттока капитала и т. п.

покажутся каплей в море

Сегодня перед Россией стоят сложнейшие вызовы внутреннего

развития. От их решения будет зависеть и будущая роль России в мире.

Создание благоприятных внешних условий для решения накопившихся

проблем, преодоления отставания — основная цель позиционирования

России в мире. В то же время, России по силам повлиять на процессы

трансформации мирового порядка и глобального мироустройства. Россия

несет на себе значительную часть ответственности за будущее мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Устав организации объединенных наций. Глава VII. [Электронный

ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: www.un.org/ru/ sec-

tions/un-charter/chapter-vii/index.html (дата обращения 12.10.2017).

  1. «О специальных экономических мерах»: Федеральный закон РФ

от 30 декабря 2006 г. No281-ФЗ: принят Государственной Думой 22 декабря

2006 года [Электронный ресурс] // Российская газета [интернет-портал]. URL:

www.rg.ru/2007/01/10/specmeri-dok.html (дата обращения 12.10.2017).

  1. Арямов А.А. Актуальные направления развития вектора

российского присутствия в международном праве // Известия высших

учебных заведений. Уральский регион. — 2014. — No 5. — С. 4 — 10.

  1. Белов, В. А. Международное торговое право и право ВТО в 2-х т.

Т. 2.Акты международной частноправной унификации. Право ЕС. Право

ВТО: учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 615 с.

  1. Бирюков, П. Н. Международное право : учебник для бакалавров /

П. Н. Бирюков. – 5 изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 793 с.

30

  1. Большой юридический словарь / Под ред. А. В. Малько. – М.:

Проспект, 2011. – 704 с.

  1. Виды и формы международно-правовых санкций – [Электронный

ресурс] – Режим доступа. URL: http://refsurf.ru/1279691383.html (Дата

обращения: 13.10.2017).

  1. Витцтум В.Г. и др. Международное право. М.: Инфотропик

Медиа, 2011. — 992 с.

  1. Воротилина А.А., Рыбачек К.И., Рыбачек Н.И. Плюсы и минусы

экономических санкций: проблемы и пути решения, Академия

педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. –

  1. – No 08. – с. 236-244
  2. Грачева А.М. Понятие и виды экономических санкций в

международном праве/ А.М. Грачева// Труды Института государства и права

РАН. No 1/2017. – с.159-171.

  1. Доклад Центра стратегических разработок (ЦСР) «Внешняя

политика и безопасность. Тезисы по внешней политике и позиционированию

России в мире (2017-2024 годы), Москва. – 2017. – 38 с.

  1. Донбасс – Арктика: почему Запад пытается выбить из-под ног

России «арктическую платформу»? // REGNUM. – 01.10.2014. – Режим

доступа: http://regnum.ru/news/polit/1852749.html

  1. Емузова Э.А., Косов Г.В. Мировой, международный и глобальный

порядки: к вопросу о соотношении понятий // Наука и образование: хозяйство

и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. No 7. С. 133–

137.

  1. Кешнер М. В. Соотношение ответственности и санкций в

международном праве: доктринальные подходы / М. В. Кешнер, Г. И.

Курдюков // Журнал российского права. — 2014. — Т. 2. — No 9. — C. 103-115.

  1. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние

на хозяйственные отношения России с Европейским союзом // Вопросы

экономики. – 2014. – No 12. – С. 67–79.

31

  1. Кречетников А. Насколько доходчив язык санкций? [Электронный

ресурс] // Би-би-си, Москва: [сайт]. [29 апреля 2014]. URL: www.bbc.com/ rus-

sian/international/2014/04/140429_sanctions_history (дата обращения

12.10.2017).

  1. Круть В. Г. Санкции в отношении России: история вопроса и

современность / В. Г. Круть // Актуальные проблемы современных

международных отношений. — 2015. —No 6. — 95–99 с.

  1. Международное публичное право : [учеб.] / [Л. П. Ануфриева,К.

А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В. В. Устинов и др.] ; отв. ред. К.А. Бекяшев. — 5-е

изд., перераб. и доп. — М., 2011. — 1008 с.

  1. Международное право : учебник / К.К. Гасанов, Ю.А. Кузнецов,

Д.А. Никонов и др. ; под ред. К.К. Гасанов, Д.Д. Шалягин. — 3-е изд., перераб.

и доп. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 543 с.

  1. Международное право : учебное пособие / Ю.В. Трунцевский,

О.Ш. Петросян, Р.С. Маковик и др. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 455 с.

  1. Официальный сайт Госкомстата – [Электронный ресурс] – Режим

доступа. – URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 23.09.2017).

  1. Павлов А.В. Международные экономические санкции и ответные

меры как специальный правовой режим предпринимательской деятельности/

А. В. Павлов// Право и государство: теория и практика. 2017 (5) – с.91-94

  1. Политическая Россия – общественно-политический интернет-

журнал – [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL:

http://politrussia.com/ekonomika/rossiyskaya-ekonomika-v-usloviyakh-sank…

(Дата обращения: 23.09.2017).

  1. Раджабова З.К., Раджабова З.О. Россия и Евросоюз как торгово-

экономические партнеры: современные проблемы // Фундаментальные

исследования. – 2015. –No2-6. – С. 1252-1254

  1. Сазонова К. Л. Принудительные меры, контрмеры, санкции в

международном праве: терминологические вопросы / К. Л. Сазонова. //

Евразийский юридический журнал. — 2013. — No 11. — С. 16-18.

32

  1. Сакоян А. Язык санкций // Полит.ру. – 20.03.2014. – Режим

доступа: http://polit.ru/article/2014/03/20/sanctions/

  1. Современное международное право. Теория и практика / Сост.

А.М. Солнцев, А.Х. Абашидзе, В.В. Алешин и др. — М.: Оригинал-макет,

  1. — 432 с.
  2. Цыганков П.А. «Международные отношения и мировая

политика». Консолидация учебно-научной дисциплины? // Международные

процессы. 2013. Т. 11, No 3-4. – с. 6-20.

  1. Шкваря Л.В. Российско-европейские санкции и их влияние на

региональные и глобальные экономические процессы/ Л. В. Шкваря//

Экономика и предпринимательство. 2017 (7) – с.349-353

  1. Шлюндт Н.Ю. Экономические санкции в условиях современного

мирового порядка: военный переворот как санкционное событие/ Н.Ю.

Шлюндт// Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. — No4.,

Электронный ресурс: Режим доступа — https://doi.org/10.24158/pep.2017.4.5

  1. Электронная библиотека: Библиотекарь.Ру – [Электронный

ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.bibliotekar.ru/index.htm (Дата

обращения: 20.10.2017).

  1. Юридический словарь – [Электронный ресурс] – Режим доступа.

– URL: http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/slovar/s/5244.php (Дата

обращения: 14.10.2017).

  1. Янова Е.А., Кудрявцева А.А., Михалевский Д.А. Аспекты

введения санкций против России: основные понятия, причины, последствия //

Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ.

конф. No 2(24). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016.

Качественно! Антиплагиат до 95%! Профессионально! Помощь в учебе по доступным ценам.

Сайт: diplombest.ru; Тел и WatsApp: +7 (926) 972-9-777; admin@diplombest.ru

Популярные диссертации, дипломные, курсовые и контрольные работы

Курсовые работы на заказ в ГУУАнализ проблем в области работы с персоналом
Курсовые работы на заказ в ГУУПрактика применения уголовного законодательства
Дипломные,курсовые, контрольные работы на заказ из РУДНМировой финансовый рынок
делаем курсовые работы ВШЭФинансовая интеграция и международные финансовые центры
Элементы сказки в произведении К. Льюиса «Хроники Нарнии»
Контрольные, курсовые работы для МИИТБухгалтерский учет и анализ формирования и движения капитала
× Связь в WhatsApp, жми!