Оценить работу бесплатно

т. 8 (495) 235-30-35 м/б. 8 (926) 97-29-777 mail: admin@diplombest.ru

Меню Учебные работы

Государственное управление в области экономики, финансов и кредита

Срочная помощь студентам в написании работ, которую точно примут!

Бесплатные корректировки. Антиплагиат до 95%. Оплата по факту.

Жми сюда!

Курсовая работа на тему

Особенности государственного управления в области экономики, финансов и кредита

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования государственного управления в области экономики, финансов и кредита. 6

1.1 Теоретические основы денежно-кредитного регулирования в России. 6

1.2 Цели и инструменты государственного управления экономикой, финансами и кредитом в условиях перехода к инфляционному таргетированию.. 12

Глава 2. Предложения по повышению эффективности государственного управления в области экономики, финансов и кредита. 22

2.1 Применения контроля и надзора за деятельносью финансового капитала как основа совершенстования государственной политики управления экономикой. 22

2.2 Совершенстование механизмов государственного управления экономикой, финансами и кредитов путем перехода к инфляционному таргетированию.. 25

Заключение. 29

Список использованных источников. 32

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обоснована необходимостью рассмотрения единой системы государственного управления в области экономики, финансов и кредита.

В работе рассматриваются вопросы формирования и реализации государственной политики управления в области экономики, финансов и кредита в России в переходный период.

Государственное управление в области экономики, финансов и кредита отражают модели взаимосвязи между стоимостью активов и экономической динамикой; между доходностями финансовых инструментов и экономическими показателями.

В то же время, не хватает исследований финансовой политики, обеспечивающей долгосрочный экономический рост. Государственное управление в области экономики, финансов и кредита должно стать не средством реакции на кризисы, а необходимой частью стратегического регулирования и планирования.

Под государственным управлением в области экономики, финансов и кредита в данной работе понимается система мер, стимулов и интерпретаций, которые задают контуры финансового оборота в России. Автор считает, что такая система мер, стимулов и интерпретаций должна системно понижать риск потери ожидаемого дохода и давать взвешенные ориентиры экономической динамики будушего – как реальные, так и номинальные.

В этих условиях необходимо связывать различные методологии прогнозирования в единую систему, учитывающую адаптационную реакцию экономики и её жёсткость к структурным изменениям. Выбор инструментов воздействия на финансовую систему чрезвычайно важен для проведения эффективной экономической политики. В частности, переход от таргетирования курса к таргетированию инфляции через управление процентными ставками меняет точку воздействия и выпускает из-под контроля реакцию существенной части промышленности, особенно с длинными инвестиционными циклами. Задание определённого порога дефицита государственного бюджета создаёт в кризисные годы риски прерывания инвестиционных программ, связанных как с бюджетом, так и с частными инвестиционными ресурсами. Управление ставками меняет не только поток кредитов, но и предпочтения к вложениям в иностранную валюту, а также рентабельности отраслей. Необходимость выявления взаимосвязей между различными аспектами макрофинансовой политики, их увязки в единую систему управления и определяет актуальность исследования.

Степень разработанности темы госуправления экономикой, финансами и кредитом достаточно высока. Множество работ посвящено денежной и валютной политике, глубокие исследования проведены по теме паритета покупательной способности и его соотношения с номинальным валютным курсом. Бюджетная политика также находится в центре внимания экономистов, и немало работ написано о финансировании дефицита или стратегическом использовании профицита бюджета.

Исследования, проведённые и опубликованные В.В. Ивантером, А.Д. Некипеловым, М.Н. Узяковым, А.А. Шировым, Ю.В. Ярёменко формируют современную теорию воспроизводства, основанную на системе балансов. Изменения этих балансов находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Недостаточно внимания в перечисленных исследованиях уделено таким взаимосвязям между секторами экономики (домохозяйства, государства, бизнес, внешний мир), которые позволяют экономике адаптироваться к внешним и внутренним шокам, сохраняя свою структуру. К шокам можно отнести и некоторые регулятивные воздействия. В этих случаях меры макрофинансовой политики не имеют желаемого эффекта: экономика обходит их, возвращаясь к своей реальной структуре в новом номинальном измерении. Как бороться с этим, как применить меры воздействия, вызывающие желательные изменения структуры экономики? Данный вопрос в современной теории освещён скупо, что и вызвало необходимость настоящего исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является разработка и научное обоснование методов государственного управления экономикой для обеспечения экономического роста в условиях международной конкуренции.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Описать особенности государственной финансово-кредитной политики;
  2. Проанализировать динамику структуры российских денежных показателей и объяснить её с точки зрения спроса на деньги и предложения денег. Обосновать ориентир для денежной политики как составляющей части макрофинансовой политики, включающий денежное предложение в общую систему макрофинансового управления;
  3. Выявить специфику и факторы государственного управления экономикой. Финансоами и кредитами в России в период быстрого роста и стагнации;
  4. Найти ориентиры для системы макрофинансового управления в области бюджетной политики.

Объектом исследования являются управляемые финансовые параметры экономики, позволяющие гармонично воздействовать на её финансовые и производственные пропорции.

Предмет исследования — возможности и ограничения макрофинансовых воздействий на экономику, возможности экономики по адаптации к таким воздействиям и необходимые критерии политики, приводящей к заданным структурным изменениям.

Теоретической и методологической основой работы является современная теория воспроизводства, теория внутренних и внешних денег, теория финансовых пузырей, современные методы макроэкономического прогнозирования.

Дипломные работы на заказ без предоплаты

Глава 1. Теоретические основы формирования государственного управления в области экономики, финансов и кредита

1.1 Теоретические основы денежно-кредитного регулирования в России

Термин «регулирование» (англ. regulation) произошел от латинского regulo – устраиваю, привожу в порядок. По мнению ученых, государственное регулирование экономических процессов позволяет ограничить воздействие, в том числе неблагоприятное, рынка на социально-экономическое развитие страны.

Традиционно важнейшей причиной государственного регулирования современной экономики считается необходимость ограничения деятельности монополий и развитие конкуренции. Под регулированием также понимают процесс установления и практического исполнения определенных правил и норм, что акцентирует внимание на организационном аспекте.

На наш взгляд, такая трактовка понятия «регулирование» не оставляет возможности саморегулирования и более адекватна термину «управление». Однако регулирование, по сути, является альтернативой прямому управлению. Вместе с тем регулирование должно создавать возможности для развития саморегулирования, самоорганизации, самоуправления.

Ряд авторов, например, А. Пригожин, трактуют регулирование как форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей)[1].

Следует согласиться, что регулирование – это воздействие, однако целью такого воздействия не всегда выступает установление равновесия. На наш взгляд, в этом случае автор существенно сужает рамки использования данного понятия. Так, в настоящее время Банку России переданы полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков[2]. В этой связи Центральный банк совместно с Правительством РФ проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка.

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством проведения денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Роль и значение денежно-кредитного регулирования в современных условиях существенно повышается. Во-первых, этому способствуют процессы глобализации. Национальная экономика становится все более интегрированной в мировое хозяйство. При этом возникают существенные риски зависимости от состояния мирового финансового рынка, геополитических процессов. 2014 г. отчетливо продемонстрировал зависимость отечественной экономики и социальной сферы от таких рисков. При этом скорость принятия решений и ответной реакции на применение инструментов денежно-кредитного регулирования существенно выше, чем при использовании инструментария бюджетно-налоговой политики.

Во-вторых, денежно-кредитные инструменты воздействует на широкий круг субъектов регулирования. Прежде всего, это финансовые посредники, участники финансового рынка. В настоящее время Банк России, получив статус мегарегуля тора, осуществляет прямое регулирование деятельности коммерческих банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, депозитариев и других участников.

Кроме того, процентная и валютная политика Центробанка оказывает большое влияние на предприятия нефинансового сектора экономики и население. Так, повышение ключевой ставки делает кредиты для организаций и граждан более дорогими. Следовательно, сокращаются возможности финансирования, в том числе инновационных проектов.

Изменение курса национальной валюты в условиях открытой экономики также существенно влияет на экономическое положение нефинансового сектора экономики. К примеру, резкая девальвация рубля осенью 2014 г. привела к росту цен большинства товаров и услуг. У населения сократились возможности приобретения импортных товаров и продуктов, а у предприятий значительно выросли издержки. С другой стороны, удержание курса на достаточно низком уровне позволяет ряду стран, например, Китаю, усилить конкурентные преимущества национальных товаров на мировом рынке.

Денежно-кредитное регулирование, особенно в режиме инфляционного тар-гетирования, оказывает воздействие на базовые макроэкономические показатели. Так, в настоящее время показатель уровня инфляции является ключевой целью государственного управления экономикой, финансами и кредитомБанка России. В свете последних изменений экономической политики государства согласованная деятельность монетарного (Банк России) и финансового (Минфин) регуляторов должна быть направлена на увеличение темпов роста экономики (ВВП).

Кроме того, в структуре денежно-кредитного регулирования присутствуют две относительно самостоятельные составляющие – денежная и кредитная. Соответственно обеспечение экономики и социальной сферы необходимым количеством наличной национальной валюты, а также бесперебойность осуществления безналичных расчетов позволяют всей экономической системе функционировать в стабильном режиме.

В-третьих, после довольно долгого периода финансовой стабильности, большинство стран, в том числе и Россия, оказались в зоне финансовой нестабильности. В этот период возрастает роль эффективной денежно-кредитной политики. При этом основной упор эксперты и аналитики делают на возможность ее гибкого использования. Проявляется необходимость использования в большей степени дискреционных методов. В этот период большинство регуляторов отказываются от жесткого следования устоявшимся правилам и начинают реагировать по ситуации. При этом возможностей использования дискреционных методов у монетарных властей существенно больше, чем у правительства.

Анализ современной научной литературы по теме денежно-кредитного регулирования, представленной в электронной библиотеке eLIBRARY.RU (более 400 позиций) выявил, на наш взгляд, некорректное использование данного термина. В подавляющем большинстве работ проблема регулирования замещается вопросами денежно-кредитной политики. В нескольких работах на эту тему исследуется пруденциальный надзор. Но комплексный, системный анализ обоих направлений деятельности Банка России – формирования государственного управления экономикой, финансами и кредитоми осуществления банковского надзора – в настоящее время не проведен.

Вместе с тем последствия мирового финансового кризиса 2008−2009 гг. актуализировали дискуссию о необходимости изменения парадигмы государственного регулирования экономики. В настоящее время в основу экономической политики многих развитых стран закладывается контрциклический подход, предусматривающий объединение усилий финансовых и монетарных регуляторов для достижения финансовой стабильности.

Представленный обзор мнений показывает, что в научной литературе и нормативных документах нет единства в трактовке данного термина, особенно много разночтений в попытке выстроить иерархию понятий «регулирование» и «контроль». Одни специалисты считают контроль частью процесса регулирования[3]. Другие полагают, что регулирование включается в контроль в качестве одного из этапов[4]. В нормативных документах Банка России термины «регулирование» и «контроль» часто используются через запятую, что предполагает их равнознач-ность, но не однозначность[5].

Основанное на контрциклическом подходе макропруденциальное регулирование, реализуемое Центральным банком, предполагает использование инструментов как денежно-кредитной политики, так и банковского надзора. Представля-ется целесообразным выделить два аспекта содержания термина «денежно-кредитное регулирование» − в узком и широком смысле[6]. Основные отличия ме-жду ними представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Отличительные признаки денежно-кредитного регулирования в широком и узком смысле

Отличи-тельный признак

Денежно-кредитное регулирование в широком смысле

Денежно-кредитное регулирование в узком смысле

Субъект

Макроуровень: Банк России, органы законодательной власти, Минфин и др.

Микроуровень: кредитные организа-ции

Банк России

Объект

Макроэкономические показатели раз-вития экономики

Отдельные показатели развития денежно-кредитной сферы

Цели

Стабильный рост экономики

Достижение определенных пара-метров показателей (сейчас – 4% инфляции к 2017 г.)

Основная суть

Система управления, включающая планирование, текущее управление (регулирование) и контроль на макро- и микроуровне

Текущее регулирование на мак-роуровне

Структур-ные элемен-ты

Денежно-кредитная политика, бан-ковский контроль и надзор, финансо-вая политика, кредитная политика коммерческих банков и хозяйствую-щих субъектов

Комплекс прямых и косвенных методов и инструментов денеж-но-кредитной политики

 

Анализируя денежно-кредитное регулирование в широком смысле, следует в зависимости от субъектов, осуществляющих процесс регулирования, выделить два его уровня: макро- и микроуровень.

Безусловно, основным органом государственного денежно-кредитного регулирования является Банк России. Именно он формирует и реализует единую государственную денежно-кредитную политику, а также осуществляет банковский контроль и надзор. Центральный банк осуществляет денежно-кредитную политику совместно с правительством, органами законодательной власти. Существенное влияние на денежно-кредитную сферу оказывает деятельность Федерального казначейства РФ. В настоящее время в России сформирована смешанная система исполнения бюджета, которая предусматривает автономное от банковской системы движение бюджетных средств. В силу этого значительные объемы денежных средств не используются в процессе кредитования.

Фискальная политика, осуществляемая Правительством РФ, оказывает влияние на всех субъектов финансово-кредитных отношений – кредитные организа-ции, предприятия и организации, население. Повышение налогов приводит к сокращению денежной массы. В то же время политика государственных расходов, включающая государственные инвестиции, социальные выплаты, участие в уставных капиталах кредитных организаций, государственное страхование (в том числе вкладов населения), также влияет на денежно-кредитную сферу экономики.

Денежно-кредитное регулирование на микроуровне осуществляется самими кредитными организациями. Основным каналом денежной эмиссии служат кредитные операции коммерческих банков. В процессе кредитования банки учитывают нормативные требования Банка России, но прежде всего следуют собственной кредитной политике. Увеличение кредитной активности банков, а следовательно, кредитной эмиссии, ограничивается системой внутреннего контроля, на-правленной на управление рисками достаточности капитала, кредитными и рис-ками потери ликвидности. Причем в условиях развития электронных денег, потребительского кредитования и кредитных карт именно вопросы управления риском потери ликвидности имеют приоритетное значение.

Денежно-кредитное регулирование в узком смысле, по сути, представляет собой процесс регулировки, приведения в соответствие с установленными целями основных показателей денежно-кредитной сферы. Основным органом, осуществляющим это регулирование, является Банк России. В его компетенцию входит денежно-кредитное регулирование посредством использования комплекса прямых и косвенных методов и инструментов денежно-кредитной политики.

 

1.2 Цели и инструменты государственного управления экономикой, финансами и кредитом в условиях перехода к инфляционному таргетированию

Государственное управвление экономикой, финансами и кредитом (денежно-кредитная политика), проводимая Центральным банком России, является важнейшей частью экономической политики государства в целом. Эту политику также называют монетарной, так как в большей степени она сводится к управлению денежной массой и процентными ставками. С учетом целевой функции денежно-кредитную политику можно дефинировать как осуществляемые государством меры в области денежного обращения и кредита, целенаправленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, стабильности денежной системы.

В Российской Федерации монетарную политику формирует и реализует Банк России. Приоритетные цели на плановый период отражены в «Основных направ-лениях единой государственной денежно-кредитной политики…»[7]. Уже на 2013 г. и период 2014 и 2015 гг. Банк России в качестве ключевых целей определял ста-бильность цен и снижение уровня инфляции до 4−5% в год. В настоящее время целью по инфляции является снижение до 4% к 2018 г. Банк России заканчивает переход на инфляционное таргетирование.

В отечественной практике при разработке механизмов регулирования денежного обращения основное внимание уделяется денежным агрегатам, характеризующим денежную массу, и денежному мультипликатору. В этой связи основными инструментами Банк России определяет ключевую ставку (раньше – ставку рефинансирования), норму обязательного резервирования и операции на открытом рынке. Вместе с тем ещё в 2002 г. С. Моисеев обосновал необходимость пе-рехода от денежного таргетирования к инфляционному[8]. При этом контроль за динамикой показателей денежной массы теряет свою актуальность и данные об изменении денежных агрегатов используются только в качестве дополнительной информации.

Проведенное С. Моисеевым глубокое исследование зарубежного опыта по этому вопросу показало, что большинство развитых и развивающихся стран уже перешло на инфляционное таргетирование.

Цели государственного управления экономикой, финансами и кредитомможно классифицировать по различным признакам. На рисунке 1.1 представлена классификация по двум признакам: по объекту влияния и по структурной соподчиненности.

Рисунок 1.1 – Классификация целей государственного управления экономикой, финансами и кредитом

Переход к инфляционному таргетированию предполагает в качестве конечной цели государственного управления экономикой, финансами и кредитомименно стабильность цен, остальные цели становятся промежуточными и операционными. Сложность для российской эко номики состоит в том, что на инфляцию оказывают влияние не столько монетарные факторы, сколько несбалансированность экономики и ее монополизирован-ность.

В настоящее время обсуждается вопрос о более активном участии Банка России в решении задачи увеличения темпов роста экономики. К традиционным целям деятельности Центрального банка относятся контроль за устойчивостью рубля, стабильностью банковской и платежной систем. При этом влияние Банка России на динамику ВВП связывают с переходом к политике количественного смягчения (экспансия). В таблице 1.2 представлены основные характеристики двух типов монетарной политики: экспансия и рестрикция.

Таблица 1.2 – Характеристика типов денежно-кредитной политики

Показатель

Рестрикция

Экспансия

«Цена» денег

«Дорогие»

«Дешевые»

Объем кредитных операций

Ограничение

Стимулирование

Уровень процентных ставок

Повышение

Снижение

Темпы роста денежной массы

Снижение

Увеличение

 

− рефинансирование кредитных организаций;

− валютные интервенции;

− установление ориентиров роста денежной массы;

− прямые количественные ограничения;

− эмиссия облигаций от своего имени[9].

Банк России может изменять учетную ставку, по которой коммерческие банки под залог финансовых активов привлекают средства от Центрального банка РФ. При ее снижении деньги становятся дешевле. Влияет процентная политика центрального банка и на стоимость достаточно часто используемых овернайтов, когда происходит автоматическое кредитование корсчета банка для проведения платежей текущего дня с последующим гашением на следующий день. От изменения этой ставки зависит и доходность депозитов, размещаемых коммерческими банками в Центральном банке. Следует отметить, что в российской практике данный инструмент воздействует в большей степени на ликвидность банковского сектора и используется для тактического регулирования, а не стратегического.

Нормативы обязательных резервов изначально предназначались для регулирования кредитной активности российских коммерческих банков. В классическом эмиссионном механизме действие этого инструмента прозрачно: банк привлекает депозиты, часть резервов в соответствии с нормативами перечисляет в Банк России (или частично оставляет на корсчете – процедура усреднения), а оставшуюся часть выдает в виде кредитов или осуществляет другие доходные вложения. При росте норматива отчисления возможности кредитования снижаются и наоборот. Следует уточнить, что в отличие от зарубежной практики, где обязательные резервы не перечисляются на специальные счета и предназначены для выполнения обязательств, российские банки не имеют доступа к этим суммам до момента ликвидации банка. Следовательно, в зарубежной практике данный инструмент изначально позиционировался как инструмент управления ликвидностью банковской системы и отдельных кредитных организаций. В отечественной практике в действительности изменение норматива обязательных резервов так же воздействует в большей степени на ликвидность банковского сектора, чем на их кредитную активность. Эта ситуация обусловлена изменением самого механизма денежной эмиссии. В настоящее время, понимая снижение роли данного инструмента, Банк России вернулся к единому нормативу для всех видов привлеченных депозитов и прибегает к изменению нормативов довольно редко.

Операции центрального банка на открытом рынке используются для регулирования объема денежной массы наиболее активно в зарубежной практике. Банк России также эмитирует, покупает, продает и погашает ценные бумаги. Однако в целом отечественный рынок ценных бумаг, как корпоративных, так и государственных, недостаточно развит. Россия относится скорее к банковскому типу организации финансовой системы экономики, чем к рыночному, поскольку доверие, традиции, развитая инфраструктура финансового рынка только формируются. Возможно, создание мегарегулятора финансового рынка будет способствовать ускоренному развитию рынка ценных бумаг, что, в свою очередь, приведет к более эффективному использованию этого инструмента денежно-кредитной политики.

Рефинансирование кредитных организаций предполагает формирование долгосрочных ресурсов у коммерческих банков за счет централизованных ресурсов. Эти средства могут быть направлены на расширение кредитования экономики. К сожалению, данный инструмент Банк России использует только в отношении ограниченного количества коммерческих банков. Прежде всего, это так называемые прогосударственные банки. Большинство российских банков, особенно региональных, не могут воспользоваться данным инструментом рефинансирования. Сегодня многие отечественные ученые именно в широком использовании системы рефинансирования видят возможности воздействия государственного управления экономикой, финансами и кредитомна экономический рост. В Банке России, помимо средств на счетах коммерческих банков, включая счета обязательных резервов, размещены также бюджетные средства, в свое время выведенные из банковской системы в Федеральное казначейство Российской Федерации. До последнего времени Банк России использовал эти деньги только в кризисные периоды, осуществляя расширенное рефинансирование и размещая средства на депозитах отдельных коммерческих банков. В настоящее время в основных направлениях государственного управления экономикой, финансами и кредитомрегулятор предусмотрел более широкое использование данного инструмента денежно-кредитной политики.

Валютные интервенции Банка России относились к наиболее используемым инструментам. Это обусловлено, прежде всего, структурой российской экономики. Поступающая валютная выручка экспортеров, особенно нефтегазового сектора экономики, конвертируется в рубли. Если Банк России не будет активно участвовать в валютных торгах, это приведет к серьезным колебаниям курса национальной валюты, как продемонстрировал декабрь 2014 г. Поддержание стабильности рубля остается одной из приоритетных целей деятельности Центрального банка РФ. Переход к инфляционному таргетированию предполагает меньшее вмешательство регулятора в курсообразование. Ряд экономистов полагают, что трудности перехода от денежного к инфляционному таргетирования во многом связаны с высокой волатильностью курса рубля в условиях ограниченного вмешательства Центрального банка. В последнее время в экономической литературе активно обсуждается вопрос о девальвации рубля с целью стимулирования роста экономики. Вместе с тем многие ученые считают, что экономического эффекта, как в 1998 г., девальвация не дает.

Центральный банк оказывает влияние на экономику посредством использования механизма, получившего название «трансмиссия денежно-кредитной политики». Впервые в научный оборот данное понятие ввел еще Дж. Кейнс. За рубежом данные вопросы исследовали Б. Бернанке, М. Вудфорд, Ф. Мишкин, К. Симс, Р. Тейлор, Дж. Тобин. Среди отечественных ученых можно выделить работы С. Дробышевского, И. Иванченко, К. Корищенко, В. Кроливецкой, С. Моисеева, О. Семитуркина и др.

Несомненно, существенный вклад в развитие исследований механизмов денежно-кредитной политики и инфляционного таргетирования внес С. Моисеев. Он выделяет ряд подходов к самому исследованию трансмиссионного механизма: «денежный взгляд», «кредитный взгляд» и «взгляд со стороны предложения»[10], которые формировались исторически последовательно (таблица 1.3).

Импульсы государственного управления экономикой, финансами и кредитомвлияют на экономику по нескольким схемам, которые называются каналами. В отношении структуры каналов механизма денежно-кредитной трансмиссии существует ряд подходов. В соответствии с классическим подходом, описанным С. Моисеевым, механизм денежно-кредитной трансмиссии включает:

канал процентной ставки;

канал замещения;

канал дохода и потока наличных;

канал благосостояния;

широкий канал кредитования (балансовый);

узкий канал кредитования (канал издержек привлечения капитала);

канал валютного курса;

монетаристский канал.

Таблица 1.3 – Характеристика подходов к исследованию трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики

Признак

Подходы к исследованию трансмиссионного механизма

 

«Денежный взгляд»

«Кредитный взгляд»

«Взгляд со стороны предложения»

Сущность и цель

Центральный банк мани-пулирует краткосрочной процентной ставкой с це-лью влияния на валютный курс и долгосрочную про-центную ставку; происхо-дит коррекция реальных издержек привлечения ка-питала

Центральный банк влия-ет на процентные ставки и регулирует цены на финансовые активы, чем определяет уровень нет-то-благосостояния фирм, которое выступает обес-печением по кредитам

Основа – предложение факторов производства; изменение процентной ставки оказывает влия-ние на спрос на факто-ры производства

Достоин-ства

Удобно использовать в экономическом моделиро-вании; денежно-кредитная политика оказывает влия-ние на инвестиционные проекты с наименьшей производительностью и доходностью

Учитывается информационное несовершенство рынка и издержки заключения контрактов. Разделяет поведение крупных и мелких фирм, устойчивых и неустой-чивых банков; удобно использовать на микро-уровне

Учитывается несовер-шенство рынков капи-тала; устраняется уп-рощение теории транс-миссионного механиз-ма

Недостат-ки

Упрощаются инвестици-онные процессы

Оказывается кратко-срочное влияние на эко-номику

Позволяет исследовать изменения в реальном секторе экономики в краткосрочном периоде

Источник: составлено по: Моисеев С. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. – 2002. – №18. – С. 38−51.

 

С. Дробышевский в своей диссертации выделяет три канала трансмиссии[11]:

канал непредвиденного роста уровня цен;

канал банковского кредитования;

канал богатства домохозяйств.

В. Митрохин и А. Лукшина полагают, что в настоящее время преимущественно используются четыре канала: канал процентной ставки;  канал кредитования; канал благосостояния; канал валютного курса[12].

На механизм трансмиссии государственного управления экономикой, финансами и кредитомвлияют различные факторы: степень развития финансового рынка, степень вмешательства государства в деятельность финансовых посредников, степень независимости Центрального банка, инфляционные колебания и ожидания и др.

В этой связи трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, функционирует не в оптимальных условиях, что приводит к снижению его эффективности. Следовательно, основные задачи исследования проблемы трансмиссионного механизма должны лежать не только в плоскости расширения и совершенствования передаточных каналов, но и в направлении поиска путей формирования адекватных условий функционирования данного механизма.

Глава 2. Предложения по повышению эффективности государственного управления в области экономики, финансов и кредита

2.1 Применения контроля и надзора за деятельносью финансового капитала как основа совершенстования государственной политики управления экономикой

В настоящее время, несмотря на формальное выполнение установленных нормативов (прежде всего Н2), проблемы с ликвидностью и платежеспособностью испытывают даже крупные банки, что приводит к их банкротству. Исходя из этого, Банк России вводит в действие новые нормативы ликвидности в соответствии с международными рекомендациями и стандартами. Они должны позволить осуществлять не только надзор за ликвидностью банков, но и мониторинг их платежеспособности.

Вместе с тем эти новые нормативы могут оказаться недейственными. Основная причина опасений – недостаточная прозрачность учета и отчетности отечественных банков. Абсолютно все показатели рассчитываются на основании официальной отчетности, предоставляемой в ЦБ РФ. Если же в этой отчетности отражены не все операции, то показатели, рассчитанные на основе такой отчетности, становятся некорректными.

На возможности кредитных организаций увеличивать объемы кредитования реального сектора экономики и населения значительно воздействует и такой инструмент банковского надзора, как требования к формированию резервов под просроченную ссудную задолженность. Ужесточение подходов Центрального банка к расчету необходимых резервов приводит к росту расходов коммерческих банков, что в свою очередь отражается на размере собственного капитала. В период кризиса многие заемщики оказались в неустойчивом финансовом положении, что требует их реклассификации в более низшую категорию и доформиро-вания резервов.

Таким образом, эффективную политику рестрикции или экспансии, по нашему мнению, невозможно реализовать только инструментами денежно-кредитной политики. Следует в комплексе задействовать также и инструменты банковского надзора. При этом необходимо учитывать синергетический эффект воздействия двух блоков регулирования. Одновременное ужесточение пруден-циальных требований и ограничение доступа кредитных организаций к системе  рефинансирования могут иметь чрезмерный характер воздействия, поскольку пруденциальные нормы, регулирующие деятельность коммерческих банков, существенно влияют на макроэкономические показатели денежной сферы (рисунок 3.1)[13].

Источник: составлен автором в процессе исследования

Рисунок 3.1 – Макро- и микроэкономические цели пруденциального надзора

Таким образом, проведенное исследование показало, что в большинстве случаев макроэкономические аспекты банковского контроля и надзора не рассматриваются экономистами и практиками. В экономической литературе, в том числе в научных публикациях последних лет, проблемы денежной эмиссии, денежной массы, каналов поступления денег в экономику и инструментов регулирования данных отношений анализируются исключительно в рамках реализации денежно-кредитной политики.

Деятельность второго уровня банковской системы – коммерческих банков, которые эмитируют безналичную денежную массу, с точки зрения макроэкономики также остается за рамками внимания исследователей. Полагаем, что кардинальное разделение экономической системы на макро- и микроэкономику в большей степени обусловливает эту ситуацию.

Исследователи процессов функционирования коммерческих банков основное внимание сосредоточили на анализе рисков банков и рассматривают операции банковского кредитования вне связи с такими макроэкономическими показателями, как денежная масса, денежная эмиссия, инфляция. Однако в настоящее время существенная роль в денежно-кредитном регулировании, на наш взгляд, принадлежит коммерческим банкам, кредитные операции которых являются основой денежной эмиссии. Именно от склонности к риску кредитных организаций в большей степени зависит динамика кредитования экономики.

Таким образом, разработанная нами концептуальная модель денежно-кредитного регулирования основана на системном подходе, отражает сложившуюся практику функционирования банковской сферы и будет способствовать достижению финансовой стабильности в стране.

Методологическим основанием формирования действенной и эффективной монетарной политики является та или иная денежная теория. Поэтому вопросы определения базовой денежной концепции при разработке денежно-кредитной политики, ее моделирования актуальны как в теоретическом аспекте, так и в практическом.

2.2 Совершенстование механизмов государственного управления экономикой, финансами и кредитов путем перехода к инфляционному таргетированию

Переход к инфляционному таргетированию требует оценки дополнительных факторов, определяющих возможность его эффективного внедрения и использования. Довольно подробно проблемные аспекты изменения режима таргетирова ния в своей диссертационной работе рассмотрел С. Дробышевский1. Прежде всего, он предлагает оценить, насколько велика возможность Банка России реально регулировать инфляцию. Действительно, чтобы управлять инфляцией, необходимо воздействовать на факторы, оказывающие существенное влияние на рост цен.

Большинство экономистов, и мы разделяем их мнение, считают, что на отечественные инфляционные процессы влияют преимущественно немонетарные факторы. К определяющим относятся сама структура экономики и внешние факторы, в том числе импорт инфляции, высокая степень монополизации экономики, особенно в части энергоносителей, и т.д. Банк России посредством проведения государственного управления экономикой, финансами и кредитомнапрямую не имеет возможности существенно влиять на перечисленные факторы. Это может привести к осложненности влияния денежных властей на достижение установленных параметров инфляции при переходе к инфляционному таргетированию.

Таким образом, планируемые изменения денежно-кредитной политики, переход от денежного к инфляционному таргетированию требуют, как от экономистов-практиков, так и от ученых проведения глубоких исследований.

Мы разделяем точку зрения современных экономистов, что именно уровень инфляции должен являться конечной целью экономической политики государства. Для России это особенно актуально, так как по сравнению с развитыми странами инфляция в стране остается на высоком уровне, что снижает конкурентоспособность отечественной экономики и сдерживает темпы ее роста. Инфляция служит интегральным показателем, характеризующим состояние экономики.

Переход к инфляционному таргетированию по сути отодвигает конечную цель государственного управления экономикой, финансами и кредитомот Банка России (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 – Изменение воздействия инструментов государственного управления экономикой, финансами и кредитом

 

Мы убеждены, что воздействие инструментов государственного управления экономикой, финансами и кредитомдолжно быть направлено на причину, т.е. на факторы роста денежной массы в стране. Это обусловливает необходимость выявления основных каналов денежной эмиссии и анализа самого механизма денежной эмиссии в современных условиях. К сожалению, именно данный аспект денежно-кредитного регулирования остается наименее разработанным.

Кроме того, анализ экономической литературы и нормативно-правовой базы позволяет сформулировать вывод об отсутствии законодательно закрепленного понятия денежной эмиссии и его механизма. При этом вопросы безналичной эмиссии в законодательстве не рассматриваются. Сложившаяся банковская прак тика свидетельствует о существовании безналичной эмиссии по следующим каналам: валютному, бюджетному и кредитному (банковскому).

Валютная эмиссия оказывает существенное влияние на объем безналичной денежной массы в стране. В целом уровень валютизации в России остается высоким. Более 17% вкладов и около 40% средств организаций привлечено в иностранной валюте1. Эти денежные средства в любой момент могут быть конвертированы в рубли, что приведет к росту денежной массы и усилению давления монетарных факторов на инфляцию.

В отношении бюджетного канала Банк России не выражает особой озабоченности. Как и валютный канал, бюджетная эмиссия является одним из негативных факторов, влияющих на инфляцию.

Функционирование кредитного (банковского) канала требует более внимательного изучения. Чаще всего в экономической литературе рассматривается эмиссия безналичных денег системой коммерческих банков в процессе кредитования субъектов экономики, а также посредством действия кредитного (депозитного, денежного, банковского) мультипликатора.

В ходе исследования обозначенных проблем мы пришли к выводу о том, что в их основе лежит отсутствие понимания динамики развития форм денег, их функций и базовых монетарных концепций, на которых строится денежно-кредитная политика государства.

Внедрение электронных денег привело к увеличению скорости их обращения и к еще большему росту доли безналичных денег по сравнению с наличными. В этих условиях разработка государственного управления экономикой, финансами и кредитомгосударства должна опираться на новую, современную денежную теорию.

Анализ современных подходов к исследованию вопросов монетарной политики показал отсутствие единого взгляда на проблему. Зачастую новые предлагаемые теоретические и методологические основы денежной теории представляют собой комбинацию: кейнсинианства и монетаризма либо детализацию и модернизацию одной из них. При этом вопросы изменения форм денег, что является внешним проявлением их сущности, изменения механизма каналов их эмиссии и возможностей денежных властей в рамках действующих моделей денежно-кредитного регулирования практически остаются за рамками исследования.

В результате проведенного исследования предложен современный подход к денежно-кредитному регулированию как системе, включающей два взаимосвязанных блока: денежно-кредитную политику и систему банковского контроля. Для достижения целей монетарного регулирования Банк России должен использовать не только инструменты денежно-кредитной политики, но и инструменты банковского контроля и надзора.

 Заключение

Проведенное исследование государственного управления экономикой, финансами и кредитом в условиях трансформации механизма эмиссии денег позволило сделать ряд выводов методологического, теоретического и прикладного характера.

 На основе анализа представленных в экономической литературе подходов к раскрытию сущности понятия «регулирование» выделены и сформулированы отличительные черты денежно-кредитного регулирования в широком и узком смысле слова. Традиционно используется данное понятие в узком значении, однако для разработки теоретико-методологических подходов формирования современной концепции регулирования представляет интерес именно широкая трактовка данного понятия. В ходе исследования обосновано, что помимо государственного управления экономикой, финансами и кредитомв систему регулирования необходимо включать и банковский контроль. Обоснованием такого подхода служит тот факт, что денежная масса в экономике увеличивается в результате кредитных операций коммерческих банков. В свою очередь, такие нормативы, как достаточность капитала, максимальный риск на одного заемщика и нормативы ликвидности, оказывают существенное влияние на возможность коммерческих банков увеличивать кредитный портфель. Исходя из этого, сформулирован вывод о возможности Банка России посредством установления и изменения пруденциальных норм достигать как микроэкономических (повышение надежности банков и устойчивости всей банковской системы), так и макроэкономических целей (регулирование кредитной эмиссии, кредитных агрегатов, денежной массы и в результате инфляции и роста ВВП). На основе системно-структурного подхода предложено авторское определение категории «денежно-кредитное регулирование» как системы, функционирующей на макро- и микроуровнях и включающей денежно-кредитную политику и систему банковского контроля (надзор, контроль коммерческих банков в отношении клиентов, внутренний контроль банков), и раскрыты его содержательные характеристики.

Выявлены основные тенденции и перспективы развития методологических основ денежно-кредитного регулирования. Исследованы основные концепции: кейсинианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, посткейнсиантство и гипотеза финансовой нестабильности. Показано, что выявленные противоречия в раскрытии механизма денежной эмиссии обусловлены некорректным использованием отдельных положений различных теорий и школ, зачастую противоположно раскрывающих экономические процессы. В результате развита методология исследования денежно-кредитного регулирования на основе дополнения анализа денежных теорий анализом теорий кредита (натуралистической и капитало-творческой) и построения банковских систем (денежной и банковской школ). Представленный методологический подход в условиях выявленных особенностей современного механизма денежной эмиссии способствует выработке адекватных инструментов денежно-кредитного регулирования.

Исследованы цели, инструменты, каналы трансмиссии денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, что позволило выявить и сформулировать теоретико-методологические и практические проблемы достижения конечной цели государственного управления экономикой, финансами и кредитомв условиях перехода к инфляционному таргети-рованию.

В качестве теоретико-методологической основы используются традиционные денежные теории. При этом вопросы изменения форм денег (внешнего проявления их сущности), изменения механизма каналов их эмиссии не учитываются.

Эмпирически подтверждено, что политика рестрикции в условиях наличия высокой доли немонетарных факторов в структуре инфляции в совокупности с ее высоким уровнем приводит к противоположному эффекту – раскручиванию инфляционной спирали. Предложенные нами концептуальные положения позволят устранить противоречия между целями государственного управления экономикой, финансами и кредитом (ценовая стабильность) и макроэкономическими целями (устойчивое развитие экономики).

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантП-люс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации пол-номочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: Федеральный закон от 23.07.2013 №251-ФЗ [Электронный ресурс]. – СПС «Кон-сультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. О кураторах кредитных организаций: Положение Банка России от 07.09.2007 № 310-П (ред. от 07.09.2007) [Электронный ресурс]. – СПС «Консуль-тантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013), ст. 76.2 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Полномочия вступили в силу 1 сентября 2013 г. с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
  7. Дробышевский С.М. Теоретические и методологические подходы к формированию государственного управления экономикой, финансами и кредитомв Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра экон. наук, 2011. – URL: http://vak2.ed.gov.ru
  8. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка. М.: Юристъ, 2015
  9. Митрохин В.В., Лукшина А.А. Инструменты поддержания устойчивого развития коммерческих банков // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – №1 (14). – С. 38−45.
  10. Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм государственного управления экономикой, финансами и кредитом// Финансы и кредит. – 2002. – №18. – С. 38−51.
  11. Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм государственного управления экономикой, финансами и кредитом// Финансы и кредит. – 2012. – №18. – С. 38−51.
  12. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
  13. Основные направления единой государственной государственного управления экономикой, финансами и кредитомна 2015 год и период 2016 и 2017 годов // Сайт Банка России. – URL: http://www.cbr.ru.
  14. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 2015. – С. 66.
  15. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция // Деньги и кредит. – 2014. − №1.
  16. Третьякова С.Н. Некоторые теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования в России // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 4. – С. 65−70.
  17. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора: автореф. дис. … канд. экон. наук, 2007. – URL: http://vak2.ed.gov.ru
  18. Цыпурко, Т.А. Как оценить эффективность системы внутреннего контроля в банке? / Т.А. Цыпурко // Внутренний контроль в кредитной организации. – 2014. − №3. – С. 47−59.
  19. Черных Е.А., Смирнова Л.Д. Эволюция регулирования внут-реннего контроля. – URL: http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/ Economics 66047.doc.htm
  20. Черных, Е.А. Эволюция регулирования внутреннего контроля [Электронный ресурс] / Е.А. Черных, Л.Д. Смирнова. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/ Economics/66047.doc.htm
  21. Шувалов, И. Стремление ЦБ к независимости маниакально [Электронный ресурс] / И. Шувалов. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/52589/
  22. Шумпетер, Й.А. История экономического анализа / Й.А. Шумпетер. – СПб.: Экономическая школа, 2011. – Т. 3. – 171 с.

 

[1] Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 2015. – С. 66. 

[2] Полномочия вступили в силу 1 сентября 2013 г. с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финан-совых рынков». 

[3] См.: Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка. М.: Юристъ, 2015; Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция // Деньги и кредит. – 2014. − №1. 

[4] См.: Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора: автореф. дис. … канд. экон. наук, 2017. – URL: http://vak2.ed.gov.ru; Черных Е.А., Смирнова Л.Д. Эволюция регулирования внут-реннего контроля. – URL: http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/ Economics 66047.doc.htm 

[5] См.: О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013), ст. 76.2 // СПС «КонсультантПлюс». 

[6] Третьякова С.Н. Некоторые теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования в России // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 4. – С. 65−70. 

[7] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов // Сайт Банка России. – URL: http://www.cbr.ru. 

[8] Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. – 2002. – №18. – С. 38−51. 

[9] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс». 

[10] Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. – 2012. – №18. – С. 38−51. 

[11] Дробышевский С.М. Теоретические и методологические подходы к формированию денежно-кредитной политики в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра экон. наук, 2011. – URL: http://vak2.ed.gov.ru 

[12] Митрохин В.В., Лукшина А.А. Инструменты поддержания устойчивого развития коммерческих банков // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – №1 (14). – С. 38−45. 

[13] Третьякова С.Н. Некоторые теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования в России // Власть и управление на Востоке России. – 2013. – № 4. – С. 65−70.  

Качественно! Антиплагиат до 95%! Профессионально! Помощь в учебе по доступным ценам.

Сайт: diplombest.ru; Тел и WatsApp: +7 (926) 972-9-777; admin@diplombest.ru

Популярные диссертации, дипломные, курсовые и контрольные работы

Лизинг ГУУ Вариант Г
Лизинг ГУУ Вариант В
Контрольные, курсовые работы для МИИТИнвестиционные проекты в строительстве
Пишем работы для МГИКИСоветская символика Московского метрополитена
Курсовые работы на заказ в ГУУЭкономическая сущность, понятие доходов и расходов
Образ реальной Англии в трилогии «Темные начала» Ф. Пулмана
× Связь в WhatsApp, жми!